Понятие гостайны в Армении становится размытым: депутат о минусах новой инициативы властей

Оппозиционный депутат рассказал о своих опасениях по поводу изменений, вносимых в законопроект "О государственной тайне".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 18 янв – Sputnik. Законопроект "О государственной тайне" не соответствует конституционным требованиям и не устанавливает четких критериев. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил секретарь оппозиционной парламентской фракции "Айастан" Арцвик Минасян.
Депутат напомнил - новая поправка предусматривает, что принятый в 1996 году закон "О государственной и служебной тайне" будет признан утратившим силу. По словам Минасяна, с принятием нового закона, не следует ожидать положительных подвижек в системном плане.

"Понятие "государственная тайна" становится размытым. Нет никаких критериев определения "государственной тайны". Новые положения дают возможность государственным руководителям разного уровня причислять к государственной тайне такие сведения о себе, своем окружении и представлять их в СНБ для оценки с точки зрения национальной безопасности",– отметил Минасян.

Депутат уверен, что таким образом властям будет предоставлена возможность скрывать нежелательную информацию о себе и своем окружении.
Говоря об отсутствии четко прописанных критериев, он отмечает, что в случае с лицами, подлежащими специальной охране, к гостайне могут причислить самые разные сведения, начиная с физиологических особенностей и заканчивая предметами, лежащими у них на столе.
Согласно проекту, предлагается, чтобы тайные сведения имели маркировку "особо важная информация", "совершенно секретно" и "секретно". По словам оппозиционного депутата, в основу предусматривается заложить интересы национальной безопасности, однако не указывается, по какой именно методологии будет определяться, какое отношение имеет та или иная информация к этим интересам.
"Определенные полномочия предоставят руководителям государственных органов, которые установят расширенные ведомственные списки и предложат СНБ причислить ту или иную информацию к государственной тайне. Также предлагается ужесточить уголовную ответственность за разглашение государственной тайны", - сказал Минасян.
По словам парламентария, они первыми заявляли, что понятие государственной тайны, особенно с точки зрения национальной безопасности, чрезвычайно важно и нуждается в серьезном системном пересмотре. Но предложенные властями изменения лишь обесценивают и дискредитируют институт государственной тайны, говорят в оппозиции.
Он также подчеркнул, что власти хотят включить в законопроект новое положение, предусматривающее неограниченный доступ президента Армении, премьер-министра и председателя парламента к государственной тайне. При этом все остальные должны будут получать для этого специальное разрешение. В случае с депутатами есть специфические требования: они должны будут представить документальные свидетельства того, что не страдают шизофренией.

"Возникает вопрос - а эти самые лица (премьер-министр, президент, председатель парламента – ред.) будут проходить эту проверку?", - сказал Минасян.

Оппозиционер отрицательно расценивает предусмотренную новым законом возможность ознакомления с государственной тайной "в научных целях". На замечание оппозиции о том, что фонды, которые работают при финансировании многочисленных международных структур и государств, находящихся во враждебных отношениях с Арменией, получают доступ к государственной тайне под предлогом "научных исследований", официального ответа не последовало, отмечает Минасян.
Сейчас фракция "Айастан" работает над тем, чтобы в законе о гостайне были реализованы принципы правовой определенности и соразмерности.
Давид Тоноян не разглашает данные с учетом сохранения государственной тайны – заявление
Кстати, законопроект предлагает также переименовать закон "О государственной и служебной тайне" в закон "О государственной тайне", поскольку это название больше соответствует названию, принятому в мире. Соответственно, в проекте больше не употребляется понятие "служебная тайна", и сведения под грифом "секретно" будут считаться государственной тайной.
Предусматривается также, что лица, владеющие сведениями, содержащими государственную тайну, имеющими маркировку "особой важности" и "совершенно секретно", при частных визитах в зарубежные страны будут обязаны в установленном порядке уведомить об этом Службу национальной безопасности.
Законопроект был принят в первом чтении 17 января, оппозиционные фракции проголосовали "против".