Площадь пастбищ в Армении до 2030 года сократится на 19-22%, а их урожайность на 4-10%. Это произойдет вследствие изменения климата. В результате значительно снизятся объемы производства кормов, что в свою очередь негативно скажется не только на животноводческой отрасли, но и на продовольственной безопасности Армении в целом. Этот тревожный прогноз был положен в основу программы Минэкономики на 2023-2026 годы и сельскохозяйственной стратегии Армении до 2030 года.
Проект программы опубликован на едином портале для публикации правовых актов е-draft и в ближайшее время будет представлен правительству на утверждение.
Программой предусмотрен ряд мер по нивелированию опасностей, грозящих агропромышленной сфере и фермерским хозяйствам. В числе таких мер - страхование, стимулирование производства семян и посадочного материала, стимулирование производства кормов и кормовых культур, внедрение современных технологий орошения, модернизация сельскохозяйственной техники и производственных мощностей агропродовольственных предприятий, развитие интенсивного садоводства, теплиц, применение сетей, защищающих от града и ветра, освоение неиспользуемых земель, стимулирование племенного животноводства, птицеводства и рыбоводства, а также строительство "умных" ферм и т.д.
В результате реализации программы к 2026 году министерство ожидает увеличения валовой продукции сельского хозяйства до 1,4 трлн. драмов ($3,5 млрд) в год, вместо нынешнего 1 млрд. ($2,5 млрд.). Это особенно актуально, учитывая, что за 9 месяцев 2022 года (последние данные на этот момент - ред), по сравнению с прошлым годом, в сфере сельского хозяйства зафиксирован спад на 0,7% (животноводство сократилось на 4,1%, а растениеводство увеличилось на 1,8%).
Бывший замминистра сельского хозяйства Армении Гарник Петросян скептически относится к предлагаемым Минэкономики мерам и их возможным результатам.
"Конечно, хорошо, что правительство Армении обеспокоено проблемами, возникающими в результате изменения климата, но те изменения, которые предлагается осуществить данным проектом, особых оптимистичных надежд не внушают", - сказал он в интервью Sputnik Армения.
Петросян обратил внимание на ту часть проекта, где говорится, что в результате реализации перечисленных мер, расходы госбюджета Армении увеличатся не значительно. Ему непонятно, как будут реализовываться предлагаемые шаги без финансовой поддержки государства.
"Изложенное в программе – лишь абстрактные формулировки, благие пожелания. Я не вижу механизмов их реализации и источников финансирования. Проблема не может быть решена лишь с надеждой на какие-то гранты или небольшую поддержку извне", – сказал Петросян.
Согласно стратегии, в ближайшие 7 лет Минэкономики предлагает ежегодно оснащать хозяйства 250 единицами современного оборудования, 500 единицами сельхозтехники, закладывать 1000 га интенсивных садов и 25 "умных" ферм с применением современных технологий. В программе, однако, не уточняется, сколько денег намерено выделить государство на эти цели.
Согласно программе мероприятий, предлагается также при государственной поддержке внедрять современные оросительные системы и ежегодно строить водохранилища на площадях порядка 1000 га. И в этом случае также не уточняется, какого рода поддержку и в каких объемах планирует оказать государство.
Экс-замминистра также считает важным повышение эффективности управления водными ресурсами, считая это первостепенным условием для развития сельского хозяйства.
Для решения проблемы с поливной водой он особо подчеркивает важность реализации проектов строительства водохранилищ, напоминая, что ежегодно на территории Армении образуется порядка 8 млрд. кубометров воды, из которых Армения использует лишь 2 млрд.
В 7-летней программе развития сельского хозяйства Минэкономики предлагает также приступить к возделыванию неиспользуемых пахотных земель Армении, укрупнить фермерские хозяйства, доведя их количество с нынешних 317 тысяч до 280 тысяч.
Для осуществления этих планов Гарник Петросян также не видит четких шагов, что вызывает серьезные сомнения по поводу их реалистичности.
"Разговоры об увеличении посевных площадей, без принятия шагов, конкретных действий - это всего лишь абсолютно нереальное благое намерение, – отмечает наш собеседник, – если мы хотим развивать сельское хозяйство, мы должны понимать, что без инвестиций ничего не добьемся. Нельзя заставить человека заниматься сельским хозяйством уговорами, призывами или применением каких-то административных мер. У человека должна быть мотивация. Если он будет знать, что получит достаточный доход, он однозначно возьмется за это, в противном случае это всего лишь пустые разговоры".
Согласно официальным данным, по состоянию на 1 июля 2021 года, 21 000 (2 137 120 га) из 29 000 кв. км (2 974 260 га) общей площади Армении - сельскохозяйственные угодья, приусадебные участки, из которых орошается менее 10%.
Почти половина сельскохозяйственных земель – пастбища и сенокосы. Площадь пахотных земель составляет 443 420 га, из них орошаемы лишь 117 040 га. Даже почти половина приусадебных садов и огородов не обеспечена поливной водой.
Кроме того, в результате войны 2020 года и последующих агрессий Азербайджана в отношении территории Армении в 2021 году, пахотные земли и пастбища приграничных армянских общин оказались под прицелом противника, и сельчане фактически лишены возможности их использования.
Официальной информации о том, какая часть сельскохозяйственных угодий Армении представляет опасность для фермеров нет, однако речь идет о землях десятков сел Гегаркуникской, Сюникской, Вайоцдзорской областей.
16 ноября 2022 года, в ходе правительственного часа в парламенте, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что с 1991 года порядка 70 процентов пахотных земель сел Беркабер и Паравакар Тавушской области, а также пахотные земли сел Вазашен и Айгеовит оккупированы.
В результате вторжения на территорию Армении 13-14 сентября 2022 года серьезные проблемы с безопасностью возникли в Сотке, Айрке, Джагацадзоре, Кутакане, Покр Масрике и других селах. Водохранилища и природные источники воды в Гегамабаке, Джахацадзоре, Айрке, Верин Шорже, Неркин Шорже и других селах перешли под контроль или наблюдение Азербайджана с мая 2021 года, ситуация усугубилась после сентябрьской эскалации 2022 года. В селах возникли серьезные проблемы с водой, в некоторых местах ее нет вообще.