Вряд ли США будут ставить на Эрдогана
Стараниями турецкого президента Реджепа Эрдогана страна всегда находится в центре внимания как мировых СМИ, так и международного сообщества. Такова поведенческая тактика турецкого лидера – не давать покоя ни себе, ни стране, ни союзникам, ни недругам и соперникам. Сейчас, в преддверии судьбоносных для страны президентских и парламентских выборов, которые теперь пройдут в мае (изначально речь шла об июне), эта тактика превратилась и вовсе в стратегию.
Эрдогану любой ценой необходимо выиграть, потому что в противном случае стране придется делать резкий разворот (на целых 180 градусов) на международной геополитической арене. Запад не простит турецкому лидеру политических выкрутасов и демонстративного пренебрежения нормами, принятыми в западном политическом истеблишменте.
В этом плане можно не сомневаться, что Соединенные Штаты сделают все возможное, чтобы свергнуть подобного неподатливого и строптивого союзника. Не зря же президент США Джо Байден до сих пор так и не встретился отдельно со своим турецким коллегой. И дело не только в том, что во взаимоотношениях между двумя странами, которые располагают самыми мощными натовскими армиями, можно насчитать немало черных меток.
С проблемами, связанными с покупкой турками ЗРК С-400 российского производства, с исключением Анкары из списка стран, которые могут приобрести натовские истребители пятого поколения F-35, при желании справиться можно. Главное – было бы желание. А вот его то у сторон, по видимому, и нет. Немалую роль в подобных разногласиях между Вашингтоном и Анкарой, видимо, играет образ самого Эрдогана, считает армянский академик, тюрколог Рубен Сафрастян. Турецкий лидер частенько позволяет себе выражения, которые коробят представителей западного политического истеблишмента. А еще он любит демонстрировать свою независимость.
Из раза в раз говорит о национальных интересах своей страны, что в последнее время во всяких "европах" и "америках" является признаком дурного тона. В этом плане западным политическим деятелям, утверждает Сафрастян, предпочтительнее иметь дело с главным соперником Эрдогана – лидером НРП Кемалем Кылычдароглу.
Власти Турции деньги найдут, но это ничего не гарантирует
Руководитель основной турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии Кылычдароглу стоит ближе к западному менталитету и поведенческому стандарту политика. Имеет обширные связи с Вашингтоном, недавно (в ноябре) был там по официальному приглашению. Одним словом, для Соединенных Штатов предпочтительнее было бы иметь дело именно с ним. Он предсказуем и более управляем.
Так что, есть серьезные основания предполагать, что Белый Дом будет делать ставку именно на него. Другое дело, считает академик Сафрастян, сумеют ли американцы "протолкнуть" своего кандидата в нынешней ситуации, когда заокеанское влияние на турецкое общество отнюдь не то, что было раньше. Придется сильно потрудиться, и все равно успех отнюдь не гарантирован.
Другое дело, если оппозиции удастся пробиться во второй тур. Тогда в центре внимания может оказаться Демократическая партия народов Турции (HDP), балансирующая где-то около 10-процентов потенциальных избирателей. И в этом случае эти десять процентов могут оказаться решающими. Ведь по усредненным подсчетам у самого Эрдогана за спиной порядка сорока процентов гарантированных голосов.
Так что, если выборы выходят во второй тур, а оппозиции удается найти точки соприкосновения с прокурдской Демократической партией народов, то ситуация у Эрдогана может оказаться не слишком радужной. Но все эти "если" следует перечислять с оговоркой, поскольку имеем дело со страной, в которой ситуация может кардинальным образом измениться в любую секунду.
Сейчас уже чувствуется активность работы администрации действующего турецкого президента и его команды. Недавно стало известно, что Анкара планирует глобальную банковскую амнистию – ведь за последние тяжелые годы у населения скопилось много неподъемных кредитов... Резко сокращаются проценты и ставки по всяким ипотекам и так далее.
На все это требуются, конечно же, серьезные финансы, которые Эрдоган, скорее всего добудет, уверен Сафрастян. Не зря же за последние месяцы он налаживает отношения с богатыми арабскими странами. Эмираты, например, в Турции развили бурную деятельность на поле финансовых инвестиций. Сейчас Эрдоган работает с саудитами...
Отношение турок к Армении при любом исходе выборов не изменится
Деловые связи и добрососедские отношения Анкары с Москвой следует рассматривать, видимо, в первую очередь, также именно в этом русле. Сотрудничество с Россией приносит в турецкую казну немалые барыши в сферах энергоносителей, туризма и так далее. Так что деньги на смягчение последствий финансового кризиса, терзающего турецкую экономику, Эрдоган, в принципе, сможет найти.
И если это ему даже частично удастся, то выиграть он сможет и первым туром – время-то до мая есть - целых четыре месяца. Плюс серьезная активность турецкого президента на геополитических подмостках. Украина, Сирия с курдской проблематикой, трения с Грецией, скандинавы, намылившиеся в НАТО – все в копилку турецкого лидера, воюющего за доверие избирателей.
С другой стороны – у того же западного тандема (США и Евросоюз) есть большой соблазн все-таки применить проверенную десятилетиями технологию цветных революций. Так что даже при самом удачном раскладе победу Эрдогану никто гарантировать не сможет. Ситуация в стране такова, говорит тюрколог Сафрастян, что все может измениться в последнюю секунду.
Так что, заранее делать ставки на кого-то из претендентов, будь то Эрдоган, или Кылычдароглу, или кто-то другой, заранее не стоит – все действительно непредсказуемо. Единственное, что во внешней политике Турции не изменится при любом раскладе – так это позиция страны, касающаяся Южного Кавказа и Армении, в частности.
Один из лидеров оппозиции, бывший министр иностранных дел и экс-премьер страны Давутоглу – руководитель одной из шести объединенных оппозиционных партий - недавно уже выступал на эту тему. Если коротко, то мнение Давутоглу таково, что для Турции сейчас самое время подвергнуть Армению геополитическому прессингу и добиться от официального Еревана максимальных уступок.
То есть, оказывается, у нынешнего турецкого руководства в глобальной геополитике есть и точки соприкосновения с оппозиционными силами. И касаются они, ну конечно же, Армении. Именно подобный подход в первую очередь и объединяет турецкий политический истеблишмент – и власти, и оппозицию – в едином порыве, говорит академик Сафрастян.