ЕРЕВАН, 27 янв - Sputnik. Политические процессы между Арменией и ЕС в классическом смысле представляют собой изменение внешнеполитического вектора, а это крайне опасная игра, последствия которой будут очень болезненными для нашего народа. В беседе со Sputnik Армения такую точку зрения высказал доцент кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ, международник Григор Баласанян.
23 января главы МИД стран ЕС одобрили формирование новой гражданской миссии для отправки в Армению с двухлетним мандатом. Долгосрочная гражданская миссия ЕС в Армении будет включать порядка 100 человек, включая экспертов и европейских наблюдателей. А 26 января в Ереван прибыл заместитель генерального секретаря Европейской службы внешних действий ЕС по политическим вопросам Энрике Мора. Он возглавил первую встречу на высоком уровне в рамках диалога Армения-ЕС по политическим вопросам и вопросам безопасности.
Смена вектора?
"Примеры Грузии, Украины и Молдовы должны были стать для нас поучительными, чтобы понять, что построение такого уровня отношений с Европой нам ничего не даст. Будут обещания, инвестиции в несколько сотен миллионов евро, а это очень маленькая доля в нашем внешнеторговом балансе. Его военная составляющая – НАТО, которая никогда не предоставляла вооружение Армении, поскольку это противоречит доктрине самого Североатлантического альянса", - сказал Баласанян.
По мнению международника, отношения Армения-ЕС ограничиваются вопросами общего характера и сотрудничеством в некоторых сферах, но если ЕС подтолкнет Армению к изменению внешнеполитического вектора, то за этим последует достаточно жесткий ответ России. По его словам, если армянская власть продолжит не учитывать мнения региональных государств, наших союзников и кинется в объятия Запада, то это однозначно будет авантюрой.
"Конечно, нужно иметь дело со всеми геополитическими центрами, но на данный момент, когда у нашего военно-политического союзника, с которым мы находимся в одной системе безопасности, враждебные отношения с Западом, не самое подходящее время углублять отношения с ЕС. Когда процессы в Украине нормализуются, тогда можно подумать о расширении сотрудничества с ЕС, всегда учитывая то обстоятельство, что это сотрудничество не должно противоречить нашим государственным интересам", - отметил наш собеседник.
Комментируя также брюссельский визит министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна, Баласанян подчеркнул, что страны, которым ЕС дает гарантии безопасности, начинают разваливаться, следовательно, именно этих гарантий и нужно остерегаться.
"Если вся поддержка Европы ограничивается лишь двухлетней наблюдательной миссией, то это не может считаться серьезной гарантией безопасности. И чем раньше мы это поймем и повернемся лицом к реальности, тем больше выиграет наше государство, избегая лишних проблем", – сказал Баласанян.
По мнению международника, комплементарная политика не должна проводиться за счет интересов союзника и не подразумевает углубление сотрудничества с врагом союзника. По его словам, поведение армянских властей свидетельствует либо о политической близорукости, либо о четком намерении окончательно отрезать Армению от России.
Миссия ЕС так и не отчиталась за прежнюю миссию
Решение Евросоюза направить новую мониторинговую миссию в Армению нуждается в тщательном анализе с точки зрения как эффективности, так и возможных рисков. Политолог, соучредитель научно-образовательной общественной организации "Армянский проект" Сергей Мелконян проводит параллели между нынешней миссией и предыдущей, краткосрочной – она проработала два месяца, с октября по декабрь прошлого года.
"Я насчитал 17 заявлений Минобороны Армении об обстрелах со стороны Азербайджана за тот период, что миссия находилась в Армении. Конечно масштабной эскалации не произошло, к счастью. Но в любом случае нарушения режима прекращения огня были. То же самое можно экстраполировать на двухлетний период", - сказал Мелконян.
Он обратил внимание на то, что публичных заявлений ни в ходе, ни в завершении работы предыдущая миссия не делала, сказанное касается и новой группы. Иными словами, ни публичных осуждений, ни критики в адрес Баку в случае обстрелов армянское общество не услышит. Мониторинговая группа будет заниматься сбором и анализом информации и отправлять их в Брюссель. Необходимо также учитывать, что миссия носит гражданский характер и не будет иметь вооружения. В случае какой-то агрессии наблюдатели сами беззащитны.
"Трудно сказать, как будет миссия сдерживать широкомасштабную азербайджанскую агрессию. Скорее всего - никак, потому что силовой фактор нужно сдерживать силовым фактором. Здесь мы имеем дело с не силовым присутствием. В лучшем случае можно ожидать от наблюдателей информационного давления на Азербайджан, определенных политических месседжей, не более", - утверждает политолог.
Мелконян анализирует ситуацию и с точки зрения российского фактора, ее военного присутствия в Армении. По его мнению, это не взаимоисключающие миссии, так как российское присутствие силовое, миссия ЕС – гражданская, и опасаться, что они в какой-то момент будут толкаться локтями, не стоит. Однако миссия вызывает раздражение со стороны Москвы. Этому есть свое объяснение. С учетом того накала, который имеет место между Россией и ЕС, коллективным Западом в целом, любое присутствие на территории страны-члена ЕАЭС и ОДКБ западной миссии справедливо будет восприниматься как угроза.
"В сообщении ЕС о развертывании миссии указано, что она призвана способствовать армяно-азербайджанскому диалогу. Исходя из этого, мы понимаем, что миссия отправляется не только для поддержки Армении, но и для активизации брюссельского формата переговоров. На этом фоне можно вспомнить фактическое торпедирование главой МИД Армении российского переговорного формата в декабре прошлого года. Тогда Арарат Мирзоян отказался ехать в Москву, но сейчас не отказался от поездки в Брюссель, и на этом фоне объявляется о новой и долгосрочной миссии ЕС. Естественно, все эти факторы не могут не раздражать Москву", - отмечает наш собеседник.
Необходимо также понять, что есть и риски, связанные с военной тайной, доступом европейцев к передовым позициям, где расположены армянские войска, размещена военная техника.
"Мы помним случаи, когда различные международные наблюдатели, прибывая на Украину, занимались открытым шпионажем, сбором данных и т.д. Никто не застрахован от того, чтобы ситуация здесь не повторилась. Как МО или Генштаб будут выстраивать работу, не слишком понятно. Думаю, они сами еще не представляют, как это сделать", - подчеркнул Мелконян.