ЕРЕВАН, 30 янв – Sputnik. Удары по иранским военным объектам привели к существенному росту напряженности вокруг этой страны, и складывается ощущение, что новый масштабный конфликт на Большом Ближнем Востоке не за горами. Анализируя ситуацию, востоковед Гарик Мисакян в интервью Sputnik Армения выделил несколько важных факторов, позволяющих отследить цепочку событий и спрогнозировать возможные сценарии.
Мисакян обратил внимание на то, как умело инициаторы атак воспользовались землетрясением, произошедшим вблизи иранского города Хой за несколько часов до ударов. Пока руководство страны было занято ликвидацией последствий стихийного бедствия, противники страны решили вывести из строя пару-тройку объектов военной инфраструктуры.
Примечательно также, что ударам предшествовало нападение вооруженного мужчины с азербайджанской фамилией на диппредставительство Баку в Тегеране, и этот бытовой, как впоследствии выяснилось, инцидент Турция и Израиль поспешили превратить в масштабный антииранский "флешмоб". Мисакян в этой связи отмечает, что стрельба в посольстве была специально использована для информационного давления на Иран.
Военные объекты на территории Ирана подверглись атакам в ночь на 29 января. В частности, удары были нанесены по заводу дронов в Тебризе, военному предприятию в Исфахане и складу ракетных вооружений в Малларде. Позже издание Wall Street Journal со ссылкой на официальные лица США заявило о причастности Израиля к нападению.
Об участии еврейского государства сообщил Reuters еще один американский чиновник на условиях анонимности. Сам Израиль официально удары не комментировал. Минобороны Ирана в свою очередь подтвердило только удар по заводу в Исфахане.
Несмотря на официальное молчание Тель-Авива, в СМИ и экспертном сообществе этой страны, по сути, не опровергают наличие израильского следа.
Интересно, что взрывам на иранских объектах предшествовали совместные учения США и Израиля, которые прошли с 23 по 27 января с привлечением широкой номенклатуры вооружений и видов войск, в том числе флота и авиации.
Как отметил Мисакян, иранская сторона в таких ситуациях обычно обещает решительный и мощный ответ, однако не всегда он бывает быстрым. Как правило, иранцы выжидают время, предпочитают действовать внезапно и там, где противники меньше всего могли бы это ожидать. В то же время, масштабные боевые действия на данном этапе вряд ли последуют.
"Это – не первое нападение такого рода на Иран. Конфронтация с Израилем имеет длинную историю, но до сих пор она не перерастала в непосредственное и крупномасштабное вооруженное столкновение. Думаю, не будет исключением и нынешняя ситуация. Но очевидно, что на Иран оказывается колоссальное международное психологическое и информационное давление. А параллельно атаке на объекты делаются попытки расшатать ситуацию внутри страны", – сказал Мисакян.
Для Армении события в Иране – еще один серьезный тест. Дело в том, что некоторые из объектов, подвергшихся нападению, расположены в непосредственной близости от армянской границы. И гипотетический конфликт вокруг Ирана непременно отразится на системе безопасности небольшой республики. Тем более что Тегеран – один их активных противников опасной для Армении идеи открытия т.н. "Зангезурского коридора", которую продвигают Анкара и Баку.
Кстати, о Баку. Сразу же после упомянутых событий в иранском и армянском сегментах соцсетей появились слухи об использовании баз на территории Азербайджана для атаки на иранские объекты. На это обращает внимание и Мисакян, отмечая, что вопрос был предметом активных дискуссий в Иране. Во внимание принимается то обстоятельство, что небольшие дроны попросту не могли взлететь с территории Израиля и нанести удар по тому же заводу в Тебризе.
По мнению нашего собеседника, Армения в нынешней ситуации пока должна воздержаться от того, чтобы выступать на стороне того или иного актора. Обстановка пока не дошла до той точки, где от Еревана требовалась бы четкая и недвусмысленная позиция. Этот момент настанет тогда, когда ирано-азербайджанская напряженность достигнет точки кипения. Тогда и Армения должна этим воспользоваться, обеспечив Ирану информационную и военную поддержку.
Мисакян заметил, что для Ирана было бы весьма кстати формирование "оси" Тегеран-Ереван-Москва, о чем недавно говорил и посол ИРИ в Армении. Этот "треугольник", особенно если его удастся выстроить в сфере безопасности, всерьез усилил бы позиции Ирана, с другой стороны, укрепил бы Армению.