ЕРЕВАН, 2 фев — Sputnik. Власти Армении встали на крайне опасный путь пересмотра целого спектра отношений с основным союзником – Россией. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил политолог Ален Гевондян, отмечая, что события последних недель свидетельствуют о попытках Еревана нивелировать российское военное присутствие. Такая политика тесно связана с бездействием в вопросе защиты Нагорного Карабаха, уверен эксперт.
"Власти Армении не только ставят задачу избавиться от Нагорного Карабаха, но и создают условия для постепенного ухода России, нейтрализации ее военного присутствия, несмотря на то, что РФ – единственное государство в мире, имеющее глубоко интегрированную с Арменией систему безопасности. Правящая команда стремится любыми средствами избавиться от России, даже ценой территориальных потерь", - сказал Гевондян.
Эксперт обращает внимание на усиление внутри страны антироссийского дискурса и происходит это во многом руками "прикормленных" властями политиков и экспертов, путем "вбрасывания" в информационное пространство различных нарративов. Один из таких нарративов – Россия якобы "сдает" Армению, отказывается поставить оружие и т.д. Заявления подкреплены и конкретными решениями, например, отказом принять на своей территории учения ОДКБ.
По мнению Гевондяна, вопреки слухам и кривотолкам, Россия была и остается основным гарантом безопасности Армении, начиная от предоставления разведданных и заканчивая поставками вооружений и боеприпасов.
"Кто сказал, что за последние два года из России не было поставок вооружений и военной техники?! Разговоры о том, что Армения перечислила деньги, но не получила оружия – это наглая ложь, говорю со всей ответственностью", - отметил Гевондян.
Другое дело, что ни Минобороны, ни Генштаб не предпринимают должных мер по укреплению границ, созданию необходимых условий на передовой.
В контексте такого бездействия политолог рассматривает и заявления правящей силы о том, что Армении нечего делать в обсуждениях по открытию Лачинского коридора, мол, это дело России и Азербайджана. Гевондян напоминает, что подпись армянского премьера стоит под трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, регулирующим функционирование коридора.
"Стремление армянского руководства всячески отмахнуться от карабахского вопроса уже начинает откровенно раздражать и российскую сторону. Наглядным тому свидетельством являются сделанные ранее и главой МИД РФ Сергеем Лавровым, и официальным представителем министерства Марией Захаровой намеки на то, что власти Армении не хотят раскрывать обществу договоренности по Нагорному Карабаху", - говорит наш собеседник.
Гевондян уверен - ни Франция, ни НАТО не будут обеспечивать Армении "зонтик безопасности". Он напомнил, что соседняя Грузия стучится в двери Североатлантического альянса уже многие годы. Ее не только до сих пор не приняли, но и, не обещав ничего взамен, на фоне украинских событий всячески попытались втянуть в санкционную войну с Россией. Однако руководство Грузии поняло, что наличие длинной общей границы с Россией и внушительные объемы торгового оборота с Москвой не позволяют ему встроиться в антироссийский хор Запада.
У Армении куда больше аргументов в пользу сохранения союзнических отношений с РФ: в России проживает самая большая армянская диаспора; из России поступает больше всего трансфертов и от них во многом зависит живучесть армянской экономики; основная часть сельскохозяйственной и прочей продукции экспортируется в Россию. На этом фоне разрыв отношений с Москвой эксперт считает выстрелом в ногу.
Ошибочные решения и опасные действия правительства наглядно видны не только в дипломатических процессах, но и на передовой. Гевондян, к примеру, с недоумением воспринял решение правительства снять с должностей все командование 2-го армейского корпуса после трагического пожара в селе Азат. Следствие еще не началось, были только предварительные версии случившегося, а Пашинян "обезглавил" целый корпус, напротив которого стояло одно из крупнейших азербайджанских соединений. В условиях, когда Баку не скрывает своих территориальных претензий к Армении, снимать в одночасье все руководство крупного войскового соединения было крайне абсурдным шагом.