На фоне увеличения числа конфликтов в современном мире, обострения конфронтации между Западом и РФ, а также актуализации разговоров о ядерном арсенале колумнист Sputnik Армения вспоминает славную биографию Амо Еляна, когда-то возглавлявшего в СССР предприятие по разработке и производству оборудования для первых атомных реакторов.
В Москве, по сообщениям ряда СМИ, начали выстраивать "объектовую систему противовоздушной обороны в дополнение к существующей внешней, установленной вокруг мегаполиса". Вероятно, военные подстраховываются, и это правильно, отмечали газеты.
Но не все знают: впервые боевое дежурство вокруг Москвы было организовано в 1955 году и надолго закрывало небо от всякого рода напастей. Это была первая в мире (раньше, чем в США и Великобритании) зенитная ракетная система ПВО "Беркут".
Ее создал Амо Сергеевич Елян. Должности, звания, награды пока не называю. Не потому, что их очень много, просто необыкновенное в жизни Еляна началось задолго до ответственных постов, высоких наград, почетных званий и даже небесного щита, надежно закрывавшего Москву.
Из способного удивить нашего чрезмерно политизированного современника: человек родился в Баку, Политехнический институт окончил там же и уже через год стал директором Бакинского механического завода имени Кирова. В двадцать восемь лет, заметим. В Баку – отметим еще раз.
Дальше – больше. В 1935 году работавший в Азербайджане армянин по распоряжению грузина Орджоникидзе отправляется в Америку стажироваться. На одном из заводов Форда Елян познакомился и сдружился с армянином. Можете догадаться, что из этого вышло?
Амо был мастером приготовления шашлыков по-кавказски, а американский армянин – всего лишь подмастерьем, правда, старательным. Но тут надо призадуматься: в ответ на любезность Еляна армянин из Америки снабдил стажера очень нужными для СССР чертежами, из чего следует, что прибывшего из Советского Союза молодого человека интересовал не только процесс автомобилестроения по-фордовски. Если так, то тем лучше для СССР.
Правда, ни в одном из биографических подсказок о Еляне его принадлежность к разведке не высвечивается: "Вернулся в страну с солидным запасом чертежей и различной технологической документацией". Вот, пожалуй, и все.
В 1937 году Елян – уже директор Московского патронного завода, в предвоенном 1940-м – в той же должности на артиллерийском заводе в городе Горьком (Нижний Новгород), где впервые в мире была применена технология поточного производства пушек (спасибо Генри Форду!).
Картина в цифрах. Если в предвоенное время завод выпускал около 500 орудий ежемесячно, то после модернизации производства эта цифра возросла в десятки раз. Всего за военные годы на его заводе было выпущено более ста тысяч пушек различного калибра, и это больше, чем смог произвести за те же годы весь военно-промышленный комплекс нацистской Германии.
Перекличка эпох. Сегодня российская оборонная промышленность почти удвоила свои объемы производства боеприпасов, пишет Washington Examiner.
Эта отрезвляющая мысль подчеркивает предупреждения о том, что у России есть огромные ресурсы, а западные оборонные компании не предприняли необходимых шагов для обеспечения адекватных поставок Украине, готовясь к будущим угрозам, пишет американский политический журнал.
А вот Елян в свое время предпринял. Когда перед войной по указанию Сталина были свернуты работы по производству орудий "ЗИС-2", Елян приказал: "Все незавершенные в производстве "ЗИС-2" собрать, законсервировать и убрать. Всю технологическую оснастку и техническую документацию сохранить".
Буквально через несколько месяцев война потребовала производства именно такой пушки, и тогда Елян доложил Сталину о готовности немедленно развернуть выпуск "ЗИС-2".
К тому времени (1942 год) Елян – уже Герой Советского Союза, чуть позже – генерал-майор, заместитель министра вооружений, еще позже – лауреат четырех Сталинских премий. Столько же орденов Ленина на груди, а еще орден Суворова, Отечественной войны, два ордена Трудового Красного Знамени, о медалях уже не говорю.
Лауреатами, известно всем, на поле боя не становятся, за что же тогда Еляну, да еще четыре раза? Если в двух словах: за работу по созданию ядерных вооружений.
Насчет заместителя министра вооружения без интересной подробности не обойтись. Министром в то время был Дмитрий Устинов (впоследствии Маршал Советского Союза, министр обороны СССР, член Политбюро ЦК), однако, попал в больницу, ждать было некогда, и на эту должность решили назначить Еляна.
"Товарищ Сталин, при живом Устинове принимать наркомат никак не могу!" – твердо заявил Елян.
Поведение строптивца отец народов оценил как "мальчишескую выходку", но дальше слов дело не пошло.
Дело было в другом, новом для страны направлении. Страна обзаводилась ядерным оружием и боеприпасами к ним, и Елян становится директором предприятия по разработке и производству оборудования для первых атомных реакторов. Дело – новое, неосвоенное, местами – сплошные белые пятна. Особенно по части защиты металлических деталей, устойчивых к агрессивной среде. Что помогло? Вы не поверите – опять же привязанность Еляна к мангалу.
Приходил за свежей бараниной на базар, обратил внимание на работу цыгана-лудильщика. Заинтересовало. В порядке проверки делом отдал несколько посудин на лужение, затем передал на исследование в заводскую лабораторию. Заинтересовало еще больше. Привез цыгана, отвел место, приставил технологов, сказал: объяснил, что к чему, получишь хорошее вознаграждение.
Цыган был не прост (а где вы цыган-простаков видели?) и решил, что это – козни конкурентов, пытающихся выудить секреты производства и обмануть. Но когда Елян предстал перед ним в генеральском мундире с орденами да медалями, лудильщик взял под козырек. А тут еще обещание генерала: "На базаре мы тебе подножку устраивать не будем. Так что, пожалуйста, друг любезный, поделись своими секретами с государством. Заодно хорошо заработаешь".
…Елян скончался в январе 1965 года, но еще далеко до кончины его отстранили от больших дел – поручили заниматься сущей ерундой. По той причине, что рассматривался как человек Берия. Хотя кто из участников великого атомного проекта СССР – от почтенных академиков Курчатова и Александрова до восходящих научных светил не трудился в возглавляемой Берия "конторе"?
Хоронили Еляна без положенных генералу воинских почестей (запретили в ЦК), за гробом шла небольшая группа людей, которых успели оповестить родные. Обидно.