Что "потрясло" Турцию, и есть ли угроза землетрясения в Армении – сейсмолог назвал факторы

Сергей Назаретян описал этимологию мощного землетрясения в Турции и Сирии, ставшего причиной огромных жертв и разрушений.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 6 фев – Sputnik. Вероятность сильных подземных толчков на территории Армении сейчас незначительна. Произошедшее в Турции и Сирии землетрясение в плане геологической структуры имеет несколько иную этимологию, хотя точки соприкосновения все же имеют место. Такое мнение выразил Sputnik Армения главный эксперт территориальной службы сейсмической защиты при Спасательной службе МВД Сергей Назаретян.
Мощное землетрясение произошло в 04:17 6 февраля в провинции Кахраманмараш в Турции и привело к разрушениям в ряде городов. Днем 6 февраля произошли еще два мощных толчка. Серьезные разрушения также в нескольких регионах Сирии, землетрясение ощутили и в столице Ливана Бейруте. Землетрясение в Турции стало самым мощным с 1939 года. По последним официальным данным, в Сирии погибли около 600 человек, в Турции – свыше 1 тыс. В обеих странах – тысячи раненых. Ситуация с числом погибших и пострадавших постоянно меняется. Днем 6 февраля отголоски очередного землетрясения в Турции ощущались и в ряде регионов Армении.
По словам Назаретяна, землетрясение в Турции и Сирии связано с активизацией т.н. Восточно-Анатолийского разлома, имеющего огромный потенциал толчков, и землетрясения в охватываемой зоне могут достигать 11 баллов.
Сегодняшнее землетрясение на юге Турции с научной точки зрения было одним из сильнейших, так как эпицентр находился на небольшой глубине, она составила 7-10 км. А небольшая глубина и приводит к огромным разрушениям на поверхности.
Назаретян объясняет, что существуют различные геологические структуры – разломы: в Анатолии, на Кавказе и в Иране. В общей сложности это один обширный регион, но с точки зрения геологии все же их следует разграничивать. Анатолийский разлом в свою очередь разделяется на Северо-Анатолийский и Восточно-Анатолийский. Последний приблизительно начинается от северо-востока турецкой провинции Адана и простирается до Грузии, "обходя" территорию Армении, и "угасает" около Большого Кавказа. Некоторые армянские ученые считают, что одно "ответвление" этого разлома простирается до армянского Гюмри, соединяясь со Спитакским очагом (в Спитаке 7 декабря 1988 г. произошло мощное землетрясение – ред.). Это ответвление, по мнению Назаретяна, сейчас активно, однако оно не способно вызвать столь мощные толчки, как в Турции.
"Безусловно, Армения не застрахована от землетрясений. Они были и будут. Но ошибочно искать какую-то тенденцию, видеть какую-то периодичность. Землетрясение – явление геологическое, и его сложно анализировать и прогнозировать. Однако у нас в Армении есть хорошо налаженная сеть сейсмического мониторинга, есть стационарные станции для геофизических и геохимических исследований. Мы постоянно следим и за геодинамическими изменениями, так как они позволяют косвенно судить о возможности новых толчков", - поясняет эксперт.
Назаретян отметил, что за неделю до страшного землетрясения в Спитаке, гидродинамическая станция в Ноемберяне зафиксировала повышение уровня артезианских вод на 1,93 метра, а это было очевидным признаком грядущего землетрясения. Но тогда данные собирались не столь регулярно, потому не было той информационной шумихи и резонанса, как сейчас.
Сейсмическая устойчивость зданий – главное условие предотвращения большого числа человеческих жертв, так как люди гибнут преимущественно в результате обрушения. С этой точки зрения ситуацию в Ереване Назаретян считает неблагополучной, так как существует порядка 2300 старых высоток, которые ненадежны с сейсмической точки зрения. По его словам, построенные в 1957-1989 гг. многоквартирные дома, школы и больницы крайне уязвимы.
Специалисты бьют тревогу уже не один год, но решение проблемы связано с большими расходами. С этой точки зрения новостройки прочнее, их проектирование предусмотрено таким образом, чтобы здание выдержало до 9 баллов.