Недавно на прошедшей в Абу-Даби 6-часовой гонке серии TCR победу одержал наш соотечественник Артур Гороян со своей командой.
Получить лицензию от Армении и представлять ее на соревнованиях решил, как только понял, что на соревнованиях можно будет поднять армянский триколор, и при этом будет звучать гимн "Наша Родина". Так проживающий в Москве профессиональный автогонщик объясняет свое решение выступать под армянским флагом на престижных международных гонках. Армянской лицензией обладает не только Артур, но и его товарищ по команде Роман Мавланов, оба они выступают под армянским флагом.
Он не единственный армянин, участвующий в международных турнирах, но единственный армянский гонщик, выступающий под армянским триколором. Поначалу он был один, затем получить армянскую лицензию согласился и его друг Роман (русский по национальности).
Артур Гороян и Рома Мавланов
© Photo : provided by Artur Goroyan
Артур родом из джавахкского села Ходжабек (Грузия). Его дядя по материнской линии – автогонщик. Артур вспоминает, как будучи детьми, их каждый раз впечатляло, когда дядя приезжал в деревню на своей спортивной машине.
"Наверное, в какой-то степени это повлияло на мою дальнейшую судьбу, кроме того, у меня всегда был большой интерес к спортивным машинам. Дедушка сажал меня на колени, мы ездили по деревне. Как-то, когда мне было 4 года, я забрался в машину деда, сел за руль, начал играть, потом сделал что-то не так, машина покатилась и упала с моста", - рассказывает Артур.
Ему было 9 лет, когда семья переехала в Россию. Много лет он занимался греко-римской борьбой и теннисом. Говорит, что эти виды спорта помогали стать более выносливым, что важно для автогонщика. История 34-летнего гонщика с международной лицензией категории В началась около 13 лет назад с картинга. Пошли с друзьями, попробовали, понравилось.
"Я люблю во всем идти до конца, останавливаться на полпути – не мое. Я нанял тренера по картингу и начал тренироваться. Нас повезли в Дубай, затем на соревнования на немецкий Нюрбургринг, где мы взяли третье место. Сегодня из состава той команды в автоспорте остался только я", - говорит он.
В отличие от обычного ралли или формулы, эти гонки – прежде всего, испытание на выносливость. Выносливость важна не только для гонщика, но и автомобиля. Соревнования бывают 4-х, 6-ти, 12-ти и 24-х часовые, через каждые 1,5-3 часа гонщики меняются, чтобы передохнуть и снова принять смену. Колеса на машине тоже меняются каждые 1,5 часа, на что дается максимум 25 секунд. Средняя скорость на гоночной трассе в Дубае – 179 км/ч, на Нюрбургринге – 192 км/ч, но на пике может превышать 300. Если это 24-часовая гонка, то одна и та же машина должна быть на ходу все 24 часа – могут быть заменены колеса, машину можно заправить, но саму машину не меняют. У гонщиков тоже очень мало времени на отдых, в прямом смысле слова они успевают лишь перевести дух и снова сесть за руль. На вопрос о том, как гонщикам удается вести машину 24 часа в напряженном режиме, пусть и с перерывами, Артур скромно улыбается и отвечает: все дело в выдержке. А потом признается: "После 24 часов езды 26 часов отсыпаешься, чтобы восстановить силы".
Немецкая трасса Нюрбургринг (рядом с посёлком Нюрбург, федеральная земля Рейнланд-Пфальц) считается одной из самых опасных в мире. Не все автомобили, участвующие в гонках, достигают финиша: некоторые ломаются на полпути, бывают аварии и т. д.
"Уже 9 лет подряд участвую в 24-часовых гонках на трассе Нюрбургринг. Попадал в аварии в 2017, 2020, 2021 годах. На момент аварии в 2017 году с момента старта прошло 23 часа, оставалось 40 минут – устаешь и ты, и машина, бдительность ослабевает", - перечисляет свои многочисленные аварии Артур. Говорит, что в этом виде спорта без этого никак, но уверяет, что риск серьезных травм невелик.
Когда у Артура родилась первая дочь, был момент, когда он задумался о том, что отныне в ответе не только за свою жизнь. Потом дочь выросла, стала расспрашивать о кубках: откуда они, когда будут следующие соревнования. Сегодня обещания вернуться с соревнований с победой, целым и невредимым Артур дает уже двум своим дочерям, и всегда сдерживает слово.
Спортсмен видит перспективы развития автоспорта и на исторической родине: говорит, потенциал есть, а, вот, гоночных трасс нет. Уверен, что, если их построить, в Армении будет развиваться не только автоспорт, но и туризм: сюда, на соревнования, будут съезжаться спортсмены и болельщики со всего мира.
У Артура много целей, а приоритетная для него - победа в 24-часовой гонке на Нюрбургринге. А что после? Улыбается – продолжит побеждать. Хорошо, что этим видом спорта можно заниматься даже будучи старше 60-ти, так что у него впереди еще как минимум 30 лет на победы.