ЕРЕВАН, 10 фев – Sputnik. Аппарат премьер-министра Армении вынес недавно на общественные обсуждения проект поправок, подразумевающий запрет на ритуальный убой животных (арм. "матах") вне специализированных помещений. Действующий закон таких требований не устанавливает, и власти решили, что этот вопрос должен быть взят под контроль.
Сторонники проекта делают упор на общественном здоровье, признавая, тем не менее, что бюрократические сложности могут возникнуть в случае принятия поправок у хозсубъектов. Противники же этой инициативы акцентируют внимание на том, что под удар попадают армянские традиции, к которым значительная часть населения относится с большим трепетом.
Матах
В Армении принято по различным поводам делать так называемый матах - традиционное благотворительное пожертвование в Армянской апостольской церкви.
Дословно матах означает "вознести соль" — матуцанел ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвования. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо — раздачей мяса пожертвованного животного. Матах является не установлением Церкви, а формой народного благочестия.
Sputnik Армения попросил представить и обосновать свою точку зрения представителей обоих "лагерей", обратившись за комментариями к иерею Шмавону Гевондяну и председателю Ассоциации скотобоен Ашоту Карапетяну.
Так, представитель ААЦ убежден, что данный проект - очередной в череде "антицерковных и антинациональных" шагов действующих властей. По его убеждению, эта инициатива никак не отвечает чаяниям и интересам верующих.
По словам священнослужителя, матах должен совершаться в присутствии человека, который приносит жертву. Но никто не будет выстаивать очередь в скотобойне, чтобы соблюсти ритуал, и вся церемония, таким образом, будет нарушена.
"Этот закон создаст дополнительные сложности. Это своего рода антицерковное, какое-то тайное движение. То есть никто прямо не выступает против церкви, против церковных обрядов и обычаев, но эти законы и инициативы ранят чувства верующих", – считает священник.
Он напомнил, что в свое время власти запретили без наличия специального документа раздавать мясо принесенного в жертву животного, которое на самом деле предназначено для малоимущих, бездомных, детских домов и/или домов престарелых. Такой подход, по мнению священнослужителя, "препятствует благочестивому стремлению верующих накормить нуждающихся".
Предлагаемые поправки он считает абсолютно непонятными, поскольку случаев отравления жертвенной трапезой никогда не фиксировалось.
Мнение священника не разделяет председатель Ассоциации скотобоен Ашот Карапетян. Он уверен, что инициатива исходит из интересов потребителей, особенно когда речь идет о мелком рогатом скоте, в случае с которым риск заразиться опасными инфекциями достаточно высок.
"Основная цель в том, чтобы мясо проходило лабораторную экспертизу, и специалист, в данном случае ветеринар, дал оценку качеству мяса и мясопродуктов. В противном случае ответственность за безопасность возлагается на потребителя", - объяснил Карапетян.
Тем не менее, требование о проведении ритуального убоя исключительно на скотобойнях, по мнению председателя Ассоциации, создает дополнительные препоны для хозяйствующих субъектов. В частности, для представителей езидской общины, которые, в основном, занимаются скотоводством.
"Вопрос непростой, сложно дать однозначный ответ. С одной стороны, это интересы хозяйствующих субъектов, а с другой – потребителей. Многие хозяйствующие субъекты, наши езидские партнеры, также постепенно идут по пути удовлетворения соответствующих требований, то есть проведения этой экспертизы", - сказал он.
Что касается дополнительных затрат, то, по мнению Карапетяна, подобной проблемы в случае принятия поправок не возникнет, поскольку финансовые требования к убою мелкого рогатого скота минимальны, и это можно сделать не только на скотобойнях, но и во всех торговых точках, где разрешена продажа мясной продукции.