По случаю Дня дипломата Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Армения Сергей Копыркин дал интервью Sputnik Армения, в котором представил позицию России по самому широкому спектру вопросов двусторонних отношений, рассказал о ситуации вокруг Лачинского коридора, о роли России в обеспечении региональной безопасности и разрешении конфликтных ситуаций.
- Г-н посол, Вы недавно были в Вайоц Дзоре, посещали Джермук, те места, которые в сентябре 2022 года подверглись атаке со стороны Азербайджана. Вы относитесь к той когорте дипломатов, которые не сидят на месте, очень часто ездите по регионам, смотрите… В чем была цель визита в данном случае?
- Как Вы сказали, это достаточно обычная практика, посещение регионов – это часть работы посла и других дипломатов. Так что здесь нет ничего такого особого. В то же время посещение Вайоц Дзора - событие достаточно особое. Область находится в очень чувствительном регионе. Вы упомянули события сентября прошлого года. И разумеется мне было важно еще раз побывать там, увидеть все своими глазами, пообщаться с людьми, прежде всего, с руководством области. Кроме того, конечно, Вайоц Дзор и в частности Джермук – это те места, которые я очень люблю. Мы отдыхали в Джермуке с семьей, нам очень понравилось. Я всегда приезжаю туда с большим удовольствием.
И третий мотив… Это область, которая активно сотрудничает с российскими регионами. И область, в которой действуют центры русского языка. И мне было важно и интересно посетить эти центры, посмотреть, как они работают, узнать, каковы потребности, как им живется. Ну и разумеется, пообщаться с жителями, чтобы понять, какие там настроения. Должен сказать, что впечатления у меня всегда после посещения этого региона хорошие. У нас была очень хорошая беседа с губернатором, с мэрами Ехегнадзора и Джермука. Я вновь ощутил очень позитивный настрой у руководства области в отношении взаимодействия с Россией, с российскими регионами. Вайоц Дзор особенно тесно сотрудничает с Архангельской и Нижегородской областями.
- Даже меморандум был подписан…
- Да, да, Вы абсолютно правы. Это сотрудничество успешное, и руководство области заверило в том, что и в дальнейшем будут предприниматься необходимые шаги для развития этого взаимодействия и наполнения практическим содержанием. Наше межрегиональное сотрудничество является очень важным компонентом всего комплекса двусторонних отношений. Оно в последнее время активно развивается, обе стороны проявляют к этому растущий интерес.
Я выразил признательность руководству области за создание хороших условий для функционирования центров русского языка. В частности, в селе Малишка есть школа им. Ломоносова с углубленным изучением русского языка, и по линии Дома Москвы открыт русский центр с бесплатным изучением русского языка. Центр работает совсем недолго, но уже есть хорошие результаты. Также в Джермуке есть школа с углубленным изучением русского языка. Там открыт центр русского языка по линии "Россотрудничества", мы пообщались с преподавательским составом, учениками. Визит позволил более предметно, на месте обсудить те потребности, которые есть у школы, и пути, по которым было бы полезно оказывать содействие. Очень важно, что в поездке участвовали представитель "Россотрудничества" в Армении и гендиректор Дома Москвы. Это было хорошее, предметное общение. Безусловно, было важно ощутить настроения людей.
- Что Вы можете сказать по поводу этого настроения простых граждан?
- Конечно, люди встревожены нынешней ситуацией, тем, как она будет дальше развиваться, с учетом тех событий, которые были. Также я ощутил, - и об этом мне говорили руководители региона, - что все-таки люди надеются на Россию, видят в ней главного союзника и гаранта безопасности. Меня спрашивали, как Россия на все это смотрит, как она сейчас действует, что можно ожидать при обострении ситуации. По моему впечатлению, жители тех регионов, которые уязвимы в плане безопасности и находятся в тех зонах, где были эскалации и сохраняется риск повторения такой ситуации, очень хорошо чувствуют, что если можно на кого-то полагаться из партнеров Армении, то в первую очередь на Россию. Россия на земле присутствует, и наши военные, пограничники. Люди видят это повседневно, видят реальную работу. Было важно услышать из уст посла подтверждение того, что Россия выполняла и будет выполнять свои союзнические обязательства, несмотря на те проблемы, которые стоят перед страной, на всю сложность геополитической ситуации. Россия не уходит из региона и не отказывается от своих обязательств.
- Вы упомянули о российском присутствии как гарантии безопасности и региональной стабильности. Гарантией стабильности является также и присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе. В этой связи что Вы можете сказать по поводу тех настроений, заявлений о том, что Россия не успевает, не может повлиять на происходящие процессы?
- Мне кажется, рассуждения о том, что Россия, мол, уходит – это скорее всего озвучивание желания. Видимо люди надеются на то, что мысль материальна, и если постоянно ее озвучивать, то это произойдет. Со всей определенностью скажу, что это не входит в планы России. Южный Кавказ – это очень важный регион, и Россия является де-факто частью этого региона, и в силу географии, и в силу истории, существующих связей. Кроме того, у нас есть обязательства в отношении Армении, мы не собираемся от этих обязательств отказываться. Разговоры о мнимом нашем уходе – это спекуляции. Российская военная база, миротворческий контингент и пограничники, число которых после событий 2020 года было увеличено по просьбе армянской стороны, и они были размещены в том числе на армяно-азербайджанской границе – все это очень важный фактор стабильности и предотвращения эскалации. Повторюсь, чтобы ощутить роль российского присутствия, надо, наверное, поговорить с жителями пограничных сел, деревень, жителями Карабаха. Их мнение будет наиболее близким к действительности. Есть политическая пропаганда, а есть и реальная жизнь. И исходить надо из того, как это присутствие оценивают люди, которые живут в этих районах, и для которых слово "безопасность" - не пустой звук.
Разумеется, это присутствие должно быть востребовано нашим союзником. Я исхожу из того, что так и есть. Хотя мы обратили внимание на некоторые заявления, сделанные в последнее время о том, что российское военное присутствие может рассматриваться как угрожающее безопасности. Но я больше отношу это к элементу риторики, не отражающей реальную позицию руководства Армении.
Второй элемент, о котором я хочу сказать, - это то, что, решая задачу сохранения стабильности, обеспечения безопасности населения уязвимых с точки зрения безопасности районов, Россия очень активно работает над политическим урегулированием всего комплекса проблем, которые существуют в регионе, и прежде всего – в отношениях Армении и Азербайджана.
- Хотел бы обратить Ваше внимание на блокаду Лачинского коридора. Многие задаются вопросом, почему российские миротворцы допустили эту ситуацию. Конечно, им объясняют, что выход российских миротворцев за пределы полномочий, за пределы мандата грозит им потерей этого мандата, чего, кстати, хотят некоторые страны. Вот с учетом этого, как сейчас идет переговорный процесс?
- Насколько мне известно, идет интенсивная работа. Это и на уровне руководства страны, и на уровне командования контингента. Работа очень непростая, она замыкается на множестве факторов. Идет поиск развязки, которая обеспечивала бы решение той задачи, о которой изначально российское руководство официально заявило, сказав, что коридор должен быть полностью открыт. Работа ведется со всеми сторонами, которые так или иначе имеют отношение к ситуации. Одновременно контингент продолжает осуществлять те функции, которые за ним закреплены. Проблема связана с комплексом вопросов, включая исполнение сторонами всех договоренностей, зафиксированных в трехсторонних заявлениях (лидеров Армении, России и Азербайджана).
- Кстати, о заявлениях… Российская сторона неоднократно устами президента, главы МИД и других высокопоставленных должностных лиц говорила, что есть российское видение, российское решение проблемы между Арменией и Азербайджаном, и есть западная концепция. Насколько можно понять, западная концепция предполагает передачу Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана. В этой связи какова позиция России?
- Позиция России основана, прежде всего, на том постулате, что достижение договоренностей – это в первую очередь дело самих сторон.
- Россия никого и ни к чему принуждать не будет…
- Абсолютно так, и об этом говорил наш президент по итогам Сочинской встречи, насколько я помню. Мы свою позицию выражали, и президент об этом говорил, в том числе в ноябре 2020 года, в отношении статуса. Это тот вопрос, который должен решаться обеими сторонами. В России обратили внимание на Пражское заявление, где была ссылка на Алма-Атинскую декларацию, признающую границы и территориальную целостность бывших советских республик. В России восприняли это как определенную подвижку с армянской стороны в позициях в отношении Нагорного Карабаха. Были комментарии Сергея Викторовича на этот счет. Я бы сейчас не хотел вдаваться в эти юридические, правовые детали. Но естественно, Россия исходит из того, как видят стороны приемлемые для себя варианты. Россия со своей стороны готова содействовать тому, чтобы эта договоренность была достигнута. Одновременно для России небезразлично, что будет с Нагорным Карабахом, и как сложится судьба армян Нагорного Карабаха. Мы считаем очень важным, чтобы армянское население чувствовало себя там комфортно и в безопасности. Это в конечном счете и основная цель миротворческого контингента, который развёрнут. Я убежден, что мир может быть прочным только тогда, когда конфликтующие стороны воспринимают формулу, лежащую в основе мирного соглашения, как справедливую.
- Не могу не обратиться к двусторонней повестке… Несмотря на подчас негативные настроения в соцсетях и на других площадках, двусторонние отношения, особенно в экономической сфере, активно развиваются, мы наблюдаем рост инвестиций, причем взаимных. Что Вы можете сказать по поводу динамики, а может, и подводных камней в этих отношениях?
- Да, есть определенная неоднозначность с нынешней ситуацией. Но если давать общую оценку, то наши отношения остаются союзническими. И совсем недавно об этом четко сказал пресс-секретарь президента РФ (Дмитрий) Песков. Есть сложности, мы их видим в том, что касается политической сферы, сферы региональной безопасности. Есть и заявления армянского руководства с критикой российского миротворческого контингента. Конечно, нас это не радует, мы не считаем, что, во-первых, справедливо, во-вторых правильно публично критиковать, с учетом той роли которую Россия играет в поддержании стабильности и безопасности Армении, Нагорного Карабаха и региона в целом. Тем не менее нынешняя ситуация все-таки демонстрирует, что у наших отношений прочный стержень и очень хороший потенциал. Вы упоминали динамичное развитие экономических отношений. Оно действительно очень динамичное.
- Показатели увеличиваются …
- Это и по объективным причинам, и с обеих сторон есть реальная заинтересованность…
- Формирования общего рынка газа, нефтепродуктов…
- Это отдельная тема, отдельная статья, связанная с функционированием Евразийского экономического союза. И должен сказать, что Армения играет очень хорошую роль в развитии этого интеграционного объединения. И это тоже часть наших отношений.
У нас очень активный культурный обмен. Прошлый год был юбилейным в наших отношениях, мы провели Дни армянской культуры в России и Дни духовной культуры России в Армении. Я не припомню в прошлом такой интенсивности приезда в Армению российских музыкантов, исполнителей, дирижеров. Спиваков здесь был, Хибла Герзмава, оперная певица, Федосеев, Плетнев. Совсем недавно здесь был Денис Мацуев. Должен сказать, что все наши выдающиеся исполнители очень высоко отзываются об Армении. Наши духовные связи остаются, и это очень важно.
- Мы все выросли в одной среде, но с упором на национальные особенности. Есть объективная реальность, есть связи, которые никак не могут быть разорваны. Кстати, о разрыве. Смотрите, США и Европа весьма активизировались в регионе и, в частности, в Армении. В этом контексте, на мой взгляд, МИД России достаточно сдержанно, но со скепсисом восприняло новость об отправке в Армению новой миссии ЕС. Что ее настораживает?
- На наш взгляд, действительно, добавленная стоимость от такого рода присутствия для нас не просматривается. Зато нам хорошо известно, какую сейчас линию ведут наши западные визави, включая Евросоюз, который по сути становится придатком НАТО. И хорошо известна их установка в отношении России, в отношении нанесения ей стратегического поражения. Понятно, что соответствующие действия предпринимаются не только в ситуации с Украиной, но и в более широком контексте. Я обратил внимание на недавнее заявление замгоссекретаря США Карен Донфрид в интервью, где прямо говорится о, т.н. активизации России и Ирана в регионе, что, мол, требует ускорения процесса нормализации между Арменией и Азербайджаном. Вы видите, как выстраивается логика, т.е. беспокоят не интересы армянского и азербайджанского народов, а активизация России и Ирана в регионе. Такой подход, естественно, беспокоит и нас. Мы выступаем за любые усилия, шаги, помогающие достичь нормализации. Но мы видим, что сюда примешивают совершенно другие задачи, цели, не способствующие установлению прочного мира.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что несмотря на домыслы, спекуляции, несмотря на существующие проблемы, Россия остается союзником Армении, воспринимает Армению как своего союзника. И этим определяются те действия, которые РФ предпринимает, как в сфере двусторонних отношений, так и в решении региональных проблем. Россия очень важна для Армении, ее граждан, и Армения очень важна для России, и роль армян в жизни России, в ее развитии и укреплении. И это очень ценная часть нашей национальной жизни. Мы друг другу нужны. И эта истина как никогда актуальна в той сложнейшей обстановке и турбулентности, в которой мы находимся.