Джрарат занимает территорию в 1102,0 га, население 3172 человека: армяне и езиды (последних около 60 дворов из 712 в селе). Местные жители в основном занимаются земледелием и животноводством.
Село Джарарат Армавирской области
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
В селе есть общеобразовательная школа имени участника первой Карабахской войны Татула Хачатряна, детский сад (он уже полностью ремонтируется), Дом культуры. При господдержке строится школа тяжелоатлетов имени Симона Мартиросяна, которая в ближайшее время будет готова для занятий.
Староста села Джарарат Армавирской области Вануш Айрапетян
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
В прошлом году были решены две важные проблемы: в селе провели более 4 км водопровода для питьевой воды, а также 3.2 км газопровода. Об этом рассказал сельский староста Вануш Айрапетян, который родился и вырос в Джрарате. Он за 30 лет не припомнит приграничных инцидентов: жизнь тут спокойная, но население всегда начеку, равно как и пограничники, отвечающие за безопасность. По его словам, очень важное значение имеет железнодорожная станция, введенная в эксплуатацию аж в 1902 году!
Село Джарарат Армавирской области
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
"Отток молодежи из села, конечно же, есть: каждый хочет по-своему устроить жизнь. Кто-то хочет жить в более благополучной стране, кто-то не имеет склонности к работе на земле. Но ведь Армения - это не гостиница, чтобы менять ее только потому, что предоставляемые ею услуги не нравятся. Да, отсюда уезжают, в том числе и на заработки в другие страны, но есть и те, что приезжают в Джрарат из других общин и областей, покупают дома и начинают свою жизнь здесь. Думаю, этому способствует и железнодорожная станция "Эчмиадзин", обеспечивающая связь с Ереваном",- отметил Вануш Айрапетян.
Истории дедушки Пилоса: о героях Великой Отечественной и любви русского пограничника
Вторым собеседником Sputnik Армения стал один из уважаемых старожилов села - Пилос Овсепян, 1932 года рождения. Его предки обосновались в Джрарате еще в 1918 году - село тогда называлось Неркин Гархун. Отец дедушки Пилоса был переселенцем из Сурмалинского уезда Эриванской губернии - наряду с армянами, бежавщими от зверств турков из Муша, Сасуна и Вана.
"Наши предки прожили трудную жизнь. Село было в ужасном состоянии - повсюду болота, комары, малярия. Болели все - и стар, и млад. Люди ходили со вспученными животами, словно беременные. Вода была только в родниках. Каждую неделю 2-3 раза из Еревана привозили воду вагонами и народ брал, кто сколько мог унести. Из-за малярии людям банками раздавали хинин. Постепенно, принимая его, народ стал поправляться, и болезнь отступила. До того, как появились комбайны и прочая сельхозтехника, все в селе делали вручную: пшеницу рвали руками, вязали в снопы, стелили, молотили. Дома освещали керосинками и лучинами. Электричество провели из Эчмиадзина в 1947 году: электрик Меружан на глаз столбы ставил. Мы потом шли по всему пути и все удивлялись, как это он ровно, хоть и на глазок, провел линии электропередач", - рассказывает дедушка Пилос.
С болью вспоминает Пилос Овсепян прекрасных молодых парней-джраратцев, погибших в Великой Отечественной войне. На войну ушли 117 жителей Джрарата, 44 из них погибли, 73 вернулись домой.
Житель села Джарарат Армавирской области, дедушка Пилос
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Ребенком он видел, как провожали парней на фронт, и и никогда не забудет слова одного из сельчан, сказанные тогда.
"У нас жил Авет-бидза (дед Авет) - беженец из Александрополя. В наше село он бежал от резни. У него был сын - очень образованный, умный парень по имени Затик. Поезд, увозящий солдат на фронт, остановился на нашей станции. Затик на перроне поднялся на скамейку и сказал: "Отцы и матери, сестры! Мы уходим, чтобы набить морду Гитлеру и вернуться. Не позволим, чтобы враг убивал и измывался над нашими сестрами и матерями. Мы вернемся с победой!" Гарник не вернулся с фронта, парень по имени Ленин не вернулся, и Затик тоже. А его отец от горя потерял рассудок",- вспоминает старожил.
Еще одна памятная история, которую поведал дед Пилос, похожа на мистико-любовный роман. По его словам, местные жители всегда дружили с пограничниками, защищающими здешний участок армяно-турецкой границы. При сборе урожая солдатам сторожа всегда разрешали брать фруктов - сколько угодно. А те не оставались в долгу и одаривали дефицитной селедкой.
Село Джарарат Армавирской области
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
“В 40-ые годы одного русского офицера убили турки. Солдата похоронили на нашем кладбище. Тогда машин не было - пограничникам на лошадях приходилось из Еревана или Эчмиадзина привозить необходимое и продукты. Тот офицер скакал на лошади по берегу Аракса, а с противоположной стороны турки в него выстрелили. После этого случая могила пограничника стала особым местом, где местные бабки проводили обряды, например, “снимали испуг" у ребенка - разбивали бутылку на могиле. Была у нас учительница одна - не буду называть имени. Как-то на кладбище она подошла ко мне и попросила показать могилу этого пограничника. Я отвел ее, а она села и стала рыдать. Я очень удивился этому - думаю, зачем она так плачет? И только позднее мне рассказали, что молодые люди любили друг друга и хотели пожениться..."
Село Джарарат Армавирской области
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
А напоследок дед Пилос пожелал одного: "единства армянской нации и чтобы не было предательства".
"И если твой сосед хорошо живет, не завидуй! Придет день, и он позовет тебя и разделит с тобой кусок хлеба. Вот этого хочу пожелать, а остальное приложится".
И с этими мудрыми дедовскими словами трудно не согласиться.