ЕРЕВАН, 11 фев — Sputnik. Ева Геворкян - 19-летняя пианистка - лауреат более 40 детских и юношеских конкурсов, обладательница звания Young Yamaha Artist. Пианистка гастролировала в Великобритании, Франции, США, Швейцарии, Германии, Польше, Испании, Италии, Греции, Израиле и других странах.
Sputnik Армения провел эксклюзивную беседу с юной пианисткой. Беседовала Сусанна Оганесян.
- Вы не впервые в Армении. Какие чувства пробуждает в вас историческая родина?
Армения - моя вторая родина, и я с большим трепетом приезжаю сюда. Каждый раз чувствую то многое, что связывает меня с этой страной, чувствую ее культуру. Стараюсь передать эти ощущения в музыке.
Пианистка Ева Геворкян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
- Есть такое понятие, как "зов крови". Вы его ощущаете?
Конечно. Мой профессор Наталия Трулль часто говорит, что я играю по-армянски - с большим темпераментом. Я и сама это чувствую. Причем в Армении темпераментны и дружелюбны все, не только музыканты.
- А в вашем характере есть что-то типично армянское?
Я думаю, это он сам - сильный характер. Армяне всегда идут до конца. Поэтому я всегда стараюсь не бросать начатое, и всегда доводить дело до конца.
- Есть желание выучить армянский язык?
Конечно, но, к сожалению, времени не хватает. Стараюсь каждый раз, приезжая в Армению, выучить новые слова. Мне помогают знакомые и родственники. Мы с папой начинали учить армянский, но концертная деятельность помешала.
- Какие слова знаете на армянском языке?
"Барев дзез" (здравствуйте), "шноракалутюн" (спасибо) и "бари гишер" (спокойной ночи).
- Говорят, вы выбрали фортепиано, поскольку его сложнее сломать, чем скрипку.
Это очень смешная история. Сначала родители отдали меня учиться балету. Но я очень хотела стать альтисткой, как мама, и просила купить мне маленькую скрипку. Но когда ее купили - изучая инструмент, я нечаянно его сломала. Увидев это, мама однозначно решила – не ломается только фортепиано. Она хорошо знала, какой это труд – быть музыкантом, и я рада, что, несмотря на это, она отдала меня в музыкальную школу.
- Не жалеете, что оставили балет?
Я обожаю балет и с удовольствием его смотрю. Но считаю, что музыка – дело моей жизни, а балет - хобби, чтобы смотреть и наслаждаться им.
Пианистка Ева Геворкян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
- Ваш творческий путь начался достаточно рано. Когда ребенку 5-10 лет, его часто называют талантом или вундеркиндом. Но с возрастом все меняется и конкуренция растет. Вы уже сталкиваетесь с этим?
Сейчас действительно много вундеркиндов, детей, невероятно владеющих инструментом. Иногда смотришь на них, и хочется пойти позаниматься. Новое поколение развивается очень стремительно и наступает на пятки. Я рада, поскольку это свидетельствует о развитии искусства. Но с возрастом не так важно, в каких конкурсах ты побеждал в детстве, а как ты развиваешься - как музыкант и личность. Причем нужно не только хорошо владеть инструментом, но и читать, ходить в кино и всесторонне развиваться.
- А на концерты коллег ходите? И вообще, существует ли искренняя дружба между коллегами?
Думаю, что да. Музыка все-таки не спорт, и нет субъективных понятий о том, кто лучше или хуже. Я искренне радуюсь успехам моих коллег и с удовольствием хожу на их концерты. Но, к сожалению, это бывает редко, поскольку сама часто выступаю.
- Они приходят на ваши концерты?
Да, очень часто и я этому рада.
- Если бы на старте у вас не было успехов и признания, хватило бы терпения и настойчивости двигаться вперед?
Сложно сказать, на моем пути были сложности и моменты, когда хотелось все бросить. У каждого человека бывают моменты слабости, но важно не останавливаться и помнить, ради чего начинал свой путь.
– Ради чего вы начали?
С ранних лет, когда мама меня водила на концерты в консерваторию, мне всегда казалось, что, слушая классическую музыку, я погружаюсь в иной мир. Я всегда чувствовала, что буду заниматься этим. Теперь же моя единственная мечта – доставлять удовольствие людям своей игрой, чтобы с концертов они уходили наполненными и с хорошим настроением.
Пианистка Ева Геворкян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
- Есть произведения, которые входят в обязательную программу всех пианистов мира. Как вы находите в себе импульс и заряд, чтобы сыграть произведение, которое звучит много лет?
Это очень интересный момент. Но повторить исполнение невозможно. У каждого пианиста каждый раз оно звучит по-разному. Я часто слушаю мэтров и известных пианистов, смотрю на их решения, пытаюсь чему-то научиться, но придерживаюсь своей концепции. Это самое главное. В нашей профессии самое сложное - найти себя, свой собственный язык, чтобы публика понимала тебя. Мы всегда в поиске.
- Говорят, Денис Мацуев ваш кумир. Есть ли планы сыграть с ним?
Да, это правда. Мы об этом говорили, но у Дениса Леонидовича очень плотный график. Я всю жизнь мечтала ездить на концерты, как он. Очень благодарна ему за то, что он создает проекты и вовлекает молодежь. Он поддерживает музыкантов, дает советы и направляет их. Денис Леонидович не только исполняет музыку, но и заботится о молодом поколении. Я знаю, что он недавно был в Армении, и это здорово.
- А что вас вдохновляет при написании музыки - и может ли композитор преобладать над пианисткой?
Для меня это сфера, где я могу быть более свободной. Не играть уже написанное, а создавать свой мир. Я думаю, это полезно для любого музыканта. Но сейчас я больше настроена на исполнительскую карьеру и реже сочиняю музыку.
- Какого композитора вы играете, как "свою музыку"?
- Наверное, Сергея Рахманинова и Фридерика Шопена. Это два композитора, в чей мир я погрузилась, читала книги про них, их письма. Важно знать о жизни композитора, чтобы понимать его переживания и обстоятельства сочинения музыки.
- В компаниях часто просят что-то сыграть?
Мои друзья - все музыканты, и когда мы собираемся, хотим отойти от музыки, сходить в кино или на каток, погулять в парке. Но если в гостях просят, то я играю. Я люблю играть для людей, и неважно где. Естественно, слежу за реакцией и в гостях играю что-нибудь веселое.
- В мире заметна тенденция "отмены" русской культуры, в том числе и композиторов. Это влияет на выбор композиторов при составлении репертуара для гастролей?
Я всегда составляю свой репертуар, исходя из того, что я сейчас играю, и что было бы интересно изучить. Я включаю русских композиторов в репертуар и часто играю их произведения за границей. 14 февраля у меня будет сольный концерт в Париже. Будет звучать музыка Шопена, Рахманинова, Чайковского.
– Что вы делаете - или не делаете - перед своими выступлениями? Есть ритуалы?
Особенных ритуалов у меня нет. Но перед любым выступлением я разогреваю руки, чтобы сыграть сложные произведения. За час до концерта играю аккорды, а еще могу съесть шоколадку или выпить полезную витаминку. Иногда сажусь за материалы для экзаменов в надежде, что это поможет мне их сдать. Поскольку мало времени для подготовки, ведь я учусь в двух вузах.
– Какая у вас профессиональная мечта?
Я хочу, чтобы мои родные и близкие были живы и здоровы. Я доставляла удовольствие публике, а также посетила все страны мира и сыграла по концерту.
Полную версию интервью можете посмотреть здесь.