"Нас никто не спросит": жители приграничного села Маргара об открытии границы с Турцией

Проезд грузовиков с гумпомощью из Армении в Турцию 11 февраля стал настоящим событием для приграничного села, вновь подогрев разговоры о целесообразности открытия границы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
От Еревана до граничащего с Турцией села Маргара в Армавирской области где-то час езды. Сама дорога, пролегающая через другие села, после съезда с трассы Ереван - Эчмиадзин, в основном, оставляет желать лучшего. Однако по пути можно заметить, что в нескольких местах ремонтируют мосты.
Строительство нового моста на дороге, ведущей к селу Маргара
Впрочем, местные нам сказали, что ремонтные работы с ожидаемым открытием границы не связаны, они начались еще в прошлом году. Дорога в таком состоянии из-за курсирующих практически весь день грузовиков с песком из местного карьера.
Вывеска с надписью "Маргара" на дороге при въезде в село
Въезжающая в Маргара дорога упирается в ворота КПП, за которыми мост, ведущий в Турцию, граница закрыта с 1993 года. Перед воротами стоят российские пограничники. Фотографировать границу, в частности, мост, бывшее здание таможни и пограничников нельзя.
Кадр из репортажа ОТА о доставке гуманитарной помощи Армении в Турцию
К моменту нашего приезда перед КПП собрались мужчины из ближайших домов. На вопрос о том, почему люди собрались именно здесь, они сначала недоверчиво отмахиваются – "постоянно здесь собираемся".
Село Маргара
Но это далеко не так. Мост стал местом притяжения, так как пару дней назад здесь впервые за 30 лет ненадолго открылась граница – Армения отправила несколько грузовиков с гумпомощь в Турцию после разрушительного землетрясения.
Новость о проезде грузовиков стала большим сюрпризом (многие увидели кадры в интернете) и серьезным событием для сельчан. Немногие заметившие грузовики решили, что помощь поедет в Сирию.
Кадр из репортажа ОТА о доставке гуманитарной помощи Армении в Турцию
Как вспоминают старожилы, граница практически всегда была на замке. В советское время даже сам въезд в село допускался только по пропускам. А на месте нынешнего узкого моста (где проехать может только одна машина) стоял "большой мост с арками". Местные его называли "николаевский".
Мост использовался для переговоров пограничников, передачи пойманных нарушителей границы. Что касается периода армянской независимости, то граница открывалась, когда Сирия направила в голодающую Армению значительную гумпомощь в виде зерна. При посредничестве Франции граница с Турцией была ненадолго открыта. Был еще эпизод во второй половине 90-х, когда в порядке исключения мост был открыт для армянских делегатов – участников заседания Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества.
Недавний проезд грузовиков подстегнул в селе разговоры о целесообразности открытия границы.
Грузовик с гуманитарной помощи из Армении пересекает турецкую границу
Кто-то настроен радикально и даже не хочет слышать об открытии границы. Но предпочитают говорить не под запись, просят не фотографировать.
"Я даже если буду уверен, что разбогатею, не хочу видеть здесь турок. Последние 30 лет показали, на что они способны, и это только на нашем веку. А ведь еще наши деды, видевшие 1915 год (Геноцид армян, ред.), нас предупреждали", - говорит нам один из мужчин.
Пару человек поддерживают его и говорят, что большинство людей в селе не хотят, чтобы мост заработал – "открываются ворота с нашим врагом".
Село Маргара
Стоящие в нескольких метрах от них мужчины не так категоричны. Некоторые из них надеются на то, что открытие границы привнесет какую-то активность в село, даст людям возможность заработать. Они жалуются, что заниматься сельским хозяйством зачастую невыгодно, а другой работы в селе нет.
"Может народ лучше станет жить, не будет так сильно мучиться с обработкой земли, работа появится. Точно сказать не можем. Может быть хорошо, а может и плохо", - говорит Кярам, всю жизнь занимавшийся в Маргара сельским хозяйством.
Житель села Маргара Кярам
Разговор подхватывает его односельчанин Артак, он пеняет на сложные условия жизни в селе.
"У людей долги, работы в селе нет. Надежда только на землю, а здесь все зависит от неба. Если погода плохая, то все насмарку. 30-40% мужчин каждый день ездят за 60 км в Ереван работать на строительстве, или уезжают на заработки в Россию", - говорит Артак.
Его аргумент таков: торговля идет во всем мире, закрытые границы ни к чему хорошему не приводят. Говорит, что некоторые армяне работают в Стамбуле, кто-то отдыхает в Анталье. Если после открытия границы можно будет заработать в самом селе, то почему бы и нет.
Грузовой автомобиль на дороге в селе Маргара
Но не все видят радужные перспективы для самих фермеров. Кто-то считает, что заработать получится, но не селянам.
"Откуда у жителей деньги, чтоб бизнес делать. Максимум, поставят точку, будут сигареты продавать. Если будет хорошая возможность для торговли, то из города приедут богатые или оформят бизнес на чье-то имя - из местных", - бросает один из присутствующих.
Молодой фермер Завен Арамян предлагает свой вариант. Он считает оптимальным, если граница будет открыта без турецких предусловий вокруг карабахского конфликта и предоставления "коридора" через Сюник - и только для проезда в третьи страны.
Житель села Маргара Завен Арамян
"Только не так, чтобы Турция завалила своими товарами Армению. В этом случае Армения не выдержит конкуренции. Мы, например, только начали производить одежду, если турецкие товары хлынут через границу, начнется кризис", - говорит Завен.
Он вспоминает, как несколько раз армянские фермеры страдали из-за завоза дешевой продукции из Турции, например, помидоров. Фермер считает, что Армения должна установить четкие ограничения.
Село Маргара
При этом о примирении между странами, по его словам, говорить рано.
"Есть хорошая поговорка, которая передалась нам от старшего поколения – "с турками общайся, но палку из рук не выпускай", - говорит Завен.
Он считает, что нынешнее поколение не готово к установлению нормальных отношений с Турцией, для этого должно пройти еще несколько десятилетий. Сам он это пока что с трудом это себе представляет.
Молодые жители села Маргара
Единственное, в чем все собравшиеся более или менее единогласны, так это в том, что мнения жителей села спрашивать об открытии границы никто не будет.