Инклюзивный - это для всех: будни уникального центра исполнительского искусства в Ереване

Что такое инклюзивность, и почему ее часто ассоциируют с инвалидностью? Созданный в Армении центр ответит не только на этот вопрос, но и поможет обрести новую профессию. Даже если вам за 70.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Марианна Пайтян, Sputnik Армения

Складское помещение ереванского театра "Метро" уже почти год как живет своей собственной жизнью, в которой нет места ни дискриминации, ни ограничениям. Здесь, в репетиционной комнате первого (и пока единственного) в регионе инклюзивного образовательного центра исполнительского искусства, танцевальную азбуку изучают как взрослые и дети с различными физическими и психическими недугами, так и вполне "нормальные".
Созданный при "Национальном центре эстетики" в 2021 году профессиональный центр призван стать многофункциональной площадкой для развития инклюзивного искусства и альтернативного образования. Обучение бесплатное: двери открыты для всех желающих соприкоснуться с миром танцев и актерского мастерства. И хотя инициатива обрела "плоть и кровь" лишь год с небольшим назад, директор НЦЭ, художественный руководитель "Малого театра" Ваан Бадалян, рассказывает что история эта началась около 10 лет назад.
Директор Национального центра эстетики Ваан Бадалян
"Я и труппа "Малого театра" хотели поэкспериментировать, создать что-то новое. Тогда здесь гастролировала танцевальная группа "Кандуко". К нам обратился Британской совет, поинтересовавшись, не хотим ли и мы создать что-то подобное на базе "Малого театра". Я сразу согласился. Главным стимулом для меня стало любопытство, желание постичь новые грани человеческих возможностей. Ведь работая с профессионалами, хорошо понимаешь, где предел. В данном случае речь о теле, которое ограничено в движениях: здесь совсем другая пластика, выразительность. Это показалось мне интересным, и я оказался прав", - вспоминает Ваан Бадалян.
Так и была создана танцевальная группа, в состав которой вошли 4 профессиональных танцора и 4 человека с ограниченными возможностями. Группа, разработавшая за эти годы свою программу, регулярно выходила на сцену и имела большой успех как в Армении, так и за ее пределами.
Тем не менее, признается Бадалян, все это время его не отпускала мысль о конечности проекта. Он постоянно думал о том, что будет "после"․
"Мы накопили опыт, знания, надо было выходить на институциональный уровень. Мне не нравится, когда хорошая успешная программа остается разовой. Закончилась - и все! Тем более, что у многих после наших спектаклей появлялось желание заняться танцами, и они спрашивали, где и как могли бы научиться. В 2021 году я увидел склад театра "Метро" и подумал – вот оно! Именно это заброшенное помещение мы превратим в красивую комнату для репетиций".
1 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
2 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
3 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
4 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
5 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
6 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
7 / 7
В инклюзивном учебном центре Национального центра эстетики люди с инвалидностью и без нее учатся танцам и актерскому искусству
Сегодня на счету центра уже 100 выпускников. Начинать занятия можно с первого уровня. По его прохождении обучение продолжается на втором уровне. Третий – сложный уровень – уже для маститых, метящих в профессионалы танцоров. Помимо очевидно развлекательного содержания, курсы дают возможность получить новую профессию.
Говорят, в прошлой группе была бывшая учительница, которая решила приобщиться к танцам и актерскому мастерству в 70 лет. Ваан Бадалян ничего предосудительного в этом не видит. За рубежом такое встречается сплошь и рядом: бухгалтер с 50-летним стажем может внезапно решить, что хочет стать художником. И там есть возможность воплотить свои мечты в жизнь. Сегодня такая возможность есть и у нас…
Основная идея обучения в центре – именно инклюзивность, то есть вовлечение всех и вся.
В центре преподают артисты "Малого театра", которые прошли соответствующую переподготовку. Среди педагогов Кристина Даниелян и Мгер Залинян из группы, созданной еще в 2013 году. Кристина была принята как профессиональная танцовщица, а Мгер был одним из 4 участников с ограниченными возможностями. До этого он занимался общественной работой, затем в его жизни появились танцы и актерское мастерство, начались гастроли по всему миру.
Педагог учебного центра Национального центра эстетики Мгер Залинян
"Многие ассоциируют слово "инклюзивность" только с инвалидностью. Но есть много людей, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в вовлечении. Это площадка для них, для всех", - говорит Мгер.
Кристина же отмечает, что здесь появляется отличная возможность дать волю воображению: ведь когда имеешь дело с людьми, ограниченными в движениях, начинаешь мыслить шире, улавливаешь что-то новое, можешь поэкспериментировать.
"Зачастую результат превосходит ожидания. Нас спрашивают, по какой методике мы работаем. Конечно, есть модуль, но нет никаких догм. С каждой группой, с каждым танцором работаешь индивидуально", - поясняет Кристина.
Педагог учебного центра Национального центра эстетики Кристина Даниелян
Занятия проходят при участии сразу нескольких специалистов. Один проводит основные занятия, другой концентрируется на помощи участникам с разными проблемами.
"В 2013 году, когда мы только начинали, собиралась публика со стереотипным, по большей части, мышлением. Почти все думали, что будет смотреть любительский спектакль. Потом признавались, что даже не заметили, что на сцене были люди с ограниченными возможностями. Я говорил, что моя цель в том, чтобы люди смотрели спектакль целостно, не важно, кто стоит на сцене", - рассказывает Ваан Бадалян, добавляя, что цели остались неизменными и по сей день.
На данный момент в центре работают над премьерой "Цвета", которая будет представлена зрителям весной.
Что будет потом?! Ваан Бадалян признается, что как режиссер он постоянно думает о постановке такого спектакля, в котором играть могли бы люди с самыми серьезными недугами, даже те, кто совершенно не видит и не слышит. Знает, задача не из простых, но уверен, что трудностей бояться не стоит. Нужно просто шаг за шагом двигаться вперед.