Генетическая память – это не только о людях, но и про историю: человеческих отношений, революций, войн. Передается из поколения в поколение, помогает избегать ошибок, обходить опасности, находить правильные пути. События на Украине распаковали воспоминания, которые казались давно ушедшими в прошлое.
Сара Вагенкехт – немка, родилась в коммунистической Германии, член парламента от оппозиционной Левой партии, жила по гэ-дэ-эр-овскую сторону "железного занавеса", с детских лет усвоила: русские – друзья, союзники, США – угроза миру.
Герд Брауз – немец, жил по другую сторону "занавеса", рядом с американской военной базой. База, как ему объясняли в детстве, предназначена для защиты Западной Германии от вторжения стран Варшавского договора. Объясняли основательно, засело крепко.
Шли годы, немка Сара и немец Герд выросли и давно уже в том возрасте, когда сами могут сообразить, что к чему на этом свете.
"Германия развязала две катастрофические мировые войны, и поэтому война пугает нас. Меня тошнит от мысли, что немецкие танки могут снова использовать для нападения на русских", – говорит Вагенкнехт.
"Германия должна пытаться остановить войну на Украине, а не способствовать ее продолжению, вооружая Киев более современным оружием, танками и другими материальными средствами. Подобное мнение разделяют миллионы немцев, яростно выступающих против войны", – это уже Герд Брауз, попутно отметивший, что боевые действия можно было бы быстро остановить, если бы только у США хватило воли взять на себя инициативу в мирных переговорах.
Такого у Вашингтона и близко нет. Есть вопросы у немцев: что дальше? Как дальше? Зачем дальше? По Германии прокатилась волна акций протеста против поставок немецких танков на Украину. Это стало своеобразным ответом определенной части немецкого общества на акции украинских беженцев и им сочувствующим, требующим от канцлера Олафа Шольца такие поставки одобрить, отмечали мировые СМИ.
Наиболее массовая акция протеста против "танковой" политики канцлера прошла в Мюнхене (Бавария). Ее участники открыто говорили о том, что правительство Германии идет на поводу у США, которые в последнее время все активнее растаптывают интересы рядовых немцев.
Простачков, верящих, будто мнение участников акций протеста в Берлине будет услышано, нет как среди гражданских лиц, так и в среде военных. Чтобы лучше понять картину с людьми в погонах: после объединения Германии многих офицеров армии ГДР отправили в отставку. В 2016 году, к примеру, из 216 генералов бундесвера только двое были "родом" из восточных земель, а для тех, кто вырос и сделал военную карьеру в Западной Германии, Россия всегда оставалась пусть и бывшим, но все же противником, проясняют ситуацию немецкие СМИ.
А вот позиция двух генералов армии бывшей ГДР, Манфреда Гретца и Зебальда Даума, вызвавшая бурную дискуссию в Германии и Европе. Генералы обвинили руководство ФРГ в том, что оно слепо идет на поводу у американцев, и напомнили о роли СССР в истории Германии – начиная с освобождения ее от нацизма ценой собственных огромных потерь и заканчивая согласием на объединение страны.
"У меня за плечами 38 лет службы в Национальной народной армии Германии, в том числе 6 лет учебы в Советском Союзе. Я откровенно признаюсь, что люблю эту страну, хотя сегодняшнюю Россию уже нельзя сравнить с СССР. Но остались люди, чьи отцы и деды сражались за Родину против немецкого фашизма и тоже нас освобождали", – делится сокровенным Гретц.
Недавний опрос показал, что мнения немцев по вопросу о том, следует ли предоставлять Украине танки, разделились поровну: 46% высказались за и 43% – против, таким образом, принцип "Никогда больше!", перестав быть в Германии основополагающим, не смыт окончательно.
А тем временем, признав, что многие немцы не согласны с его решением, канцлер Шольц объявил о том, что передаст Украине танки Leopard в количестве не менее роты. Для начала. А там, как говорится, видно будет.
"В Европе действительно идет война, и она идет недалеко от Берлина. Многие напуганы. Я призываю вас доверять мне. ...Мы сделаем так, чтобы наша поддержка была возможна без риска для нашей страны", – прописал своему народу успокоительную пилюлю Шольц.
Он заверил, что Германия ни в коем случае не отправит войска для участия в текущем конфликте: "Мы не будем посылать войска в Украину, и не будет никакого участия НАТО. Даю вам слово".
Честное пионерское?
"После Второй мировой войны у немцев было два ориентира для обеспечения своей безопасности: никогда больше не развязывать войну и никогда не воевать в одиночку, а действовать только в составе альянса", – говорит немецкий военный историк Зенке Найтцель.
Альянс наращивает броню и играет мускулами. Тут самое место дать сказать свое слово герою фильма Карена Шахназарова "Белый тигр". Командиру танка говорят:
– Война закончилась, Найденов, ты слышишь, Иван, конец войне. Все.
– Пока я его "Белого тигра" (фашистский танк – авт.) не сожгу, война не закончится, товарищ полковник.
– Нет его. С того боя за Вислой нет.
– Ждет он, ждет, будет ждать двадцать лет, пятьдесят… Может сто. И выползет. Его надо сжечь. Вы же знаете, что это надо сделать.
…Прошло семьдесят восемь лет. На смену немецким "Тиграм" с крестами приходят "Леопарды" с точно такими крестами на башне. Горят не хуже "Тигров".