Чрезвычайный и Полномочный посол Сирии в Армении Нора Арисян в интервью Sputnik Армения рассказала о мерах преодоления последствий мощного землетрясения, представила ситуацию в арабской республике и оценила помощь Еревана. Беседовал Ашот Сафарян.
— Госпожа посол, на фоне произошедшего 6 февраля разрушительного землетрясения армянский народ сильно переживает за дружественную Сирию. Тому есть множество исторических причин. Скажите, каковы масштабы разрушений и экономического ущерба в стране?
— Нам сложно оценить масштабы всей трагедии и описать ту боль и испытания, с которыми столкнулся сирийский народ. Как известно, толчки в основном охватили четыре провинции: Алеппо, Хаму, Латакию и Идлиб. Землетрясение было очень мощным, и отсутствие у нас опыта в борьбе с такими стихиями, в преодолении последствий, возможно, во многом предопределило нынешнюю тяжелую ситуацию. Вдобавок к этому, страна на протяжении 10 лет борется с терроризмом и экстремизмом. Длительная война, экономический кризис, тяжелое социальное положение и международные санкции – все это подрывает возможности государства полноценно действовать при стихийных бедствиях. Трудно оценивать размер экономического ущерба сейчас. У нас есть полностью разрушенные села, в основном в провинциях Алеппо и Латакии. И пока нет четких данных насчет потерь и ущерба.
—Насколько это было личной трагедией для вашей семьи, родных и близких?
— Мои родители, семья проживают в Дамаске. Кстати, там тоже ощущались толчки, несколько зданий даже получили повреждения, а жители были вынуждены покинуть дома.
— Была информация, что с понедельника Всеобщий армянский благотворительный союз (AGBU) должен был начать оценку ущерба армянского имущества с целью компенсации. Есть ли у вас информация на этот счет? Насколько сильно в целом пострадали районы, преимущественно населенные армянами?
— Как Вы знаете, армянское население Сирии исторически было больше сосредоточено в Алеппо. Там и самые сильные разрушения. Небольшой процент составляют повреждения в Латакии и Кесабе. Правительство Сирии с самого начала приняло экстренные меры помощи населению, спустя неделю стартовал еще один этап поддержки. В скором времени начнется подсчет экономического ущерба, тогда и можно будет более или менее адекватно оценивать последствия стихии.
— Насколько важной и адресной была помощь в плане спасателей и гуманитарных грузов?
— Вы в своем первом вопросе очень правильно сформулировали отношение Армении и армянского народа к трагедии Сирии и ее народа. Как посол, могу описать, какое отношение и сострадание я почувствовала со стороны людей в Армении. Простые граждане, дети и взрослые, пожилые люди, приходили к нам в посольство, приносили цветы, материальную помощь, теплую одежду, деньги. Представьте себе, пожилые люди отдавали часть своей пенсии на помощь сирийцам. Рядом с посольством находится школа им. Чехова. Вчера я приняла директора школы и учеников, которые принесли большое количество ящиков с продовольствием и одеждой для помощи. Вот такое сердобольное отношение мы почувствовали со стороны людей.
Что касается помощи со стороны армянского государства, то хочу использовать эту площадку для выражения своей признательности и благодарности правительству за руку помощи, которую оно протянуло Сирии. Власти, во-первых, очень быстро отреагировали на трагедию, направив телеграммы соболезнования, а затем и президент республики посетил посольство. Его примеру последовали спикер парламента, министр образования, науки, культуры и спорта, замглавы МИД, многочисленные ученые, общественные деятели, руководители вузов, Музея-института Геноцида, Матенадарана. Также вы знаете, что на следующий день после землетрясения Армения направила отряд спасателей, которые на очень высоком уровне выполнили возложенные на них задачи. Они работали на трех различных участках в Алеппо и по завершении работ вернулись домой спустя неделю. Кроме того, в Сирию было отправлено два борта гуманитарной помощи. Тот же самолет сделал и третий рейс, чтобы вернуть домой спасателей, однако он полетел не пустой, а доставил помощь, которую собрали проживающие здесь как местные, так и ранее перебравшиеся сирийские армяне. Армения таким образом стала одной из стран, оказавших наиболее значимую помощь.
— Есть ли потребность в продолжении помощи, были ли запросы по линии посольства к правительству Армении?
— К сожалению, в результате санкций Сирия не может совершать банковских операций и сделок. Из-за этого нам трудно здесь открыть банковский счет с целью сбора средств. Но то, что делается здесь, очень высоко оценивается сирийским народом. Он понимает, что Армения сама находится в сложной ситуации, блокаде, сталкивается с угрозой войны, имеет небольшое население. Думаю, на данном этапе Сирия больше нуждается в политической, дипломатической поддержке, в том числе со стороны Армении. Необходимо, чтобы и Армения призвала весь остальной мир отменить санкции против Сирии.
— В эти дни многие в Армении вспоминают, что еще в начале 90-х, в тяжелый для Армении период, когда была блокада, война и экономический кризис, власти Сирии оказали колоссальную помощь, отправив зерно и другие продукты первой необходимости. Как Вы считаете, смогла ли Армения сейчас адекватно отреагировать на трудности, выпавшие на долю Сирии?
—Мне кажется, что главное – это чувство сострадания, способность и желание помочь в этот момент. США и другие западные страны, а также ряд арабских государств сегодня отвернулись от Сирии, не хотят передать гуманитарную помощь простым сирийцам. Тем не менее, у Сирии есть друзья, такие, как Армения. У Сирии есть союзники, в первую очередь Россия, Иран. Немало сделал и Китай. Эти страны отправили самолеты с гуманитарной помощью, специалистов для поисковых работ. Из арабских стран значительную помощь нам оказали Эмираты, Египет, Иордания, Ирак, палестинский народ, который, несмотря на всю сложность своего положения, также передал помощь через Иорданию.
— Предлагал ли свою помощь южный сосед – Израиль? Армения, к примеру, протянула руку помощи Турции, отношения с которой не будет преувеличением назвать враждебными…
— Если бы Израиль выразил желание помочь, то мы бы очень сильно удивились. Но вряд ли помощь будет предложена. Если США, коллективный Запад, Турция и их страна-сателлит в лице Израиля в течение 10 лет терроризировали народ Сирии, подрывали ее государственность, пытались разрушить страну, то не думаю, что они сегодня захотят помочь.
— Есть ли информация о том, какое число армян пожелали после землетрясения приехать в Армению? Возможно, у многих проблемы с документами, которые потерялись вследствие разрушений…
— Могу сказать, что, по крайней мере, посольство обращений не получало. Но в целом проблему вы обрисовали верно. Многие люди остались без крова, в том числе армяне Алеппо. Частично эта проблема решается общинными структурами, которые приютили людей в административных зданиях, церквях. Десять лет испытаний научили их многому, выстроен эффективный механизм реагирования на экстренные ситуации. Но все-таки значительную помощь оказывает само правительство Сирии. И во многом с последствиями стихии мы справляемся за счет внутренних сил и ресурсов.
— На чем сейчас основывается сирийская экономика? За счет чего формируются ее доходы?
- Традиционно экономика страны базировалась на трех ключевых отраслях: это углеводороды, это пшеница и хлопок. Но все эти отрасли разрушены в результате террористической войны, навязанной нам. Наши нефтяные месторождения и посевные площади сегодня оккупированы внешними силами, в первую очередь США и Турцией. В итоге мы закупаем свою же нефть, чтобы наши предприятия могли ее перерабатывать. У нас сегодня серьезный дефицит электроэнергии, газа, нефтепродуктов. Промышленность и сельское хозяйство всегда были важной частью нашей экономики. В последние годы правительству удалось в значительной степени стабилизировать ситуацию, экономика начала "дышать". Но затем случилось землетрясение… Думаю, в будущем необходимо будет пересмотреть экономические приоритеты.
— Армянская община в Сирии была самой большой на Ближнем Востоке, но после войны был, по понятным причинам, отток людей. Есть ли данные сколько армян сейчас проживают в стране?
— До войны число армян составляло примерно 85 тыс., из них более 55 тыс. жили в Алеппо. Остальное армянское население было сосредоточено в Дамаске, Кесабе, Хомсе, Кымышлы и Хасаке. Однако во время боевых действий число армян значительно сократилось, часть - около 18 тысяч - переехала в Армению, многие уехали в Европу, Канаду и т.д. Из самой Армении также затем уехали на Запад. Значительное число армян Алеппо перебралось в другие регионы Сирии, в основном прибрежные районы, обосновавшись в Латакии и Тартусе. Армяне всегда славились своим мастерством, ремеслами. Они продолжают оставаться востребованными специалистами. Боюсь, что никто не сможет сейчас сказать точное число армян в Сирии. Крайне сложно составлять статистические данные, они постоянно менялись.