Экспорт из Армении в Россию в 2022 году вырос почти втрое – с $841 млн до $2 млрд 411 млн. О том, что значительную долю в этом росте играл реэкспорт, уже не раз говорилось, в том числе на уровне правительства: министр экономики Ваан Керобян не раз заявлял, что Армения реэкспортирует в Россию товары, но не санкционные: правительство следит за этим, чтобы не попасть под вторичные санкции.
О растущих объемах реэкспорта свидетельствует и то, что экспорт из Армении сильно ускорился во второй половине 2022 года: если в I-м полугодии он составил около $546 млн, то во втором – почти втрое больше ($1 860 млн). Тем не менее, реэкспорт был не единственной причиной роста.
Оборудование
Экспорт механического и электронного оборудования из Армении в 2022-м вырос в 10 с лишним раз: примерно с $60 млн до $695 млн. Можно предположить, что значительная часть этого прироста была отправлена в Россию и, возможно, небольшая часть – в Беларусь. Годичные данные экспорта в разрезе "страна-товар" еще не опубликованы, но за I полугодие 2022 года экспорт оборудования в Россию вырос в 4 с лишним раза (с $11,5 до почти $47 млн), а в Беларусь вырос с менее чем $190 тыс до $2,9 млн).
Тем не менее, к этому нужно сделать две оговорки (пусть и не столь существенные при таких масштабах). Во-первых, собственно армянское оборудование и детали (пусть и в относительно немного) экспортировались в Россию задолго до санкций. Например, в 2021-году, по сравнению с 2020-м, экспорт вырос примерно на 30%, до $30,6 млн. По словам представителей предприятий местной инженерной отрасли, эти объемы экспорта в целом сохраняются.
Во-вторых, Россия – крупный, но не единственный рынок экспорта армянской техники. За I полугодие 2022-го вырос ее экспорт в ряд других стран. Что неожиданно, среди них выделяются США: сюда экспорт вырос примерно с $500 тыс до почти $7,7 млн.
Бриллианты
Общий экспорт бриллиантов из Армении вырос где-то в 4 раза, до примерно $418 млн. Здесь реэкспорт идет в обратном направлении (перепродаются готовые камни из России), в основном – в Эмираты. Но традиционно развито и местное производство (в объеме $100-120 млн в год).
Одежда
Экспорт одежды и обуви из Армении по итогам прошлого года вырос примерно на 10% (до приблизительно $210 млн). При этом, немного выросла и средняя стоимость продаж в пересчете на единицу продукции. В основном экспорт делится на две части: одна – пошив на заказ для европейских брендов (итальянских и немецких), другая – продажи в Россию (тоже на заказ, но частично и под собственными брендами).
Как отметил эксперт текстильной отрасли, бывший директор швейной фабрики "Тосп" Сурен Бекирски, экспорт в РФ пока продолжается, но осложнен целым рядом факторов. В создавшихся экономических условиях в России потребители обращают больше внимания на цену, чем раньше.
А в цены на российском рынке армянским компаниям трудно укладываться еще и потому, что драм подорожал к доллару. Конечно, в России продажи идут на рубли, но сырье (ткани, фурнитуру и др) армянские фабрики почти полностью закупают в долларах.
В России выросли оборонные закупки (и заказы на пошив), но сторонним компаниям, не имеющим связей, получить такие заказы трудно – в лучшем случае что-то небольшое.
Другая проблема, добавил он, касается условий бизнеса внутри Армении. Из-за льгот, объявленных государством для строительного сектора, в Ереване есть риск, что владельцы швейных фабрик (особенно с большими площадями, оставшимися с советского времени) будут на их месте строить многоэтажки. Такие намерения (пусть не у всех, но у некоторых бизнесменов отрасли) уже есть, добавил он. В лучшем случае такие производства хотят переносить в регионы, но там невозможно сразу и с нуля перезапустить производство и найти работников, говорит Бекирски.
Алкоголь
Экспорт вина, коньяка и другого алкоголя из Армении в Россию вырос в I полугодии 2022-го примерно с $87 до 97 млн, а общий годичный экспорт (по всем странам) – примерно с $221 до 266 млн. Скорее всего, география экспорта существенно не изменилась: по итогам I полугодия 2022-го на Россию, как и в прежние годы, пришлось около 80% экспорта коньяка и около 70% - вина. При этом литраж экспорта вырос, но его средняя стоимость (в пересчете на одну бутылку) сократилась, отметил в беседе со Sputnik Армения президент Национального центра вина Армении Аваг Арутюнян. На российский рынок сейчас приходится оправлять менее дорогую продукцию, из-за некоторого сокращения там покупательной способности, добавил он.
Продукты
Производство готовых пищевых продуктов (то есть не считая свежих фруктов и овощей) в Армении выросло на 7%, но экспорт вырос почти на 70%, до примерно $130 млн. В частности, экспорт плодоовощных консервов и соков вырос почти вдвое – с $43 до $84 млн. Основным направлением экспорта продолжает оставаться Россия.
Статистка подтверждается тем, что можно увидеть на полках российских супермаркетов, отмечает в беседе со Sputnik Армения известный российский маркетолог, основатель и директор компании Retail4you Сергей Лищук.
"Могу поздравить ваших производителей. Пару лет назад найти что-то армянское, кроме коньяка, в наших магазинах было сложно, а теперь - и в "Перекрестке", и в "Пятерочке", и в "Ленте". Причем цена не самая низкая, но это и логично", - отметил Лищук.
Армянская продукция в чем-то заменила европейскую, но это не единственная причина успеха – ведется активная маркетинговая работа с российскими федеральными сетями, отметил Лищук. Узнаваемость товаров из Армении растет и за счет того, что сюда на длительное время приехало большое число россиян.
Вместе с тем, нужно учесть несколько факторов. Конкуренция по цене и объемам с российскими производителями будет заведомо проигрышной: во-первых, они широко известны в массовом сегменте, а во-вторых, в Армении попросту нет столько яблок для сока или баклажанов для икры. Поэтому нужно "ярко и сочно" представлять, что продукт армянский и особенный.
"Например, у вас прекрасная икра, которая готовится на открытом огне. Поэтому у нее особый, слегка подкопченный вкус. Нужно рассказать потребителю о том, где растут эти овощи, как их готовят, и так далее. Причем, если вы просто назвали свой компот или икру, скажем, "Арарат" – это не значит, что в глазах российского потребителя вы сделали их типично армянскими. Важно все, начиная с оформления этикеток", - подчеркнул эксперт.
Помимо плодоовощной консервации, добавил эксперт, в рознице появилась форель, немного сыров (причем специфических – овечьих и козьих) и даже чуть-чуть мацуна.
Реэкспорт действительно занимает значительную часть в армяно-российской торговле. Главное для бизнеса – направить доходы от него на развитие собственного производства. К счастью, такие примеры уже есть в алмазогранильной отрасли.