Востоковед: напряженность между Тегераном и Баку – препятствие для работы формата "3+3"

Иран активно ищет пути возобновления диалога с участием трех стран Южного Кавказа, а также России и Турции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 22 фев — Sputnik. Иран всегда выступал за то, чтобы региональные проблемы решались региональными игроками, без вовлечения третьих стран, и этим объясняется интерес Тегерана к формату "3+3". Такое мнение в комментарии Sputnik Армения выразила востоковед Жанна Варданян.
Ранее министр иностранных дел Исламской республики Хоссейн Амир Абдоллахиан на встрече с замглавы МИД РФ заявил, что готов провести встречу с коллегами из РФ, Армении, Азербайджана, Турции и Грузии в формате "3+3" в Тегеране. Впервые о новом региональном формате заговорили в конце 2020 г., после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе.
По словам Варданян, Иран всегда выступал за запуск этого формата. Более того, в свое время глава МИД Исламской республики совершил региональное турне, пытаясь убедить, в том числе Грузию, присоединиться к этому формату. Но пока усилия по вовлечению Тбилиси не дали должных результатов. Тем не менее иранская сторона периодически напоминает о данном региональном формате.

"Сложно сказать, насколько возобновление формата реалистично. Прошло больше года с первой встречи формата в Москве, второй раунд переговоров до сих пор не состоялся. В работе этой площадки больше всего заинтересован Иран. Остальных игроков формат, видимо, особо не интересует, потому и не удалось до сих пор запустить ее в полной мере. С другой стороны, также можно говорить о достаточно натянутых отношениях между Ираном и Азербайджаном. Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток на региональное сотрудничество", - говорит иранист.

С точки зрения Варданян, взаимодействие на площадке "3+3" - это еще и возможность для Ирана не быть вытесненным из региональных процессов. Но пока шаги иранской стороны не приводят к желаемым результатам. Эксперт не склонна считать, что работе региональной площадки препятствует в первую очередь Запад. Скорее проблема в нежелании остальных участников возобновить работу.
Теоретически одной из тем переговоров на данной площадке могла бы стать разблокировка коммуникаций в регионе. Однако, по мнению эксперта, принципиальные разногласия по поводу функционирования дорог, нарратив о т.н. "Зангезурском коридоре", в первую очередь идущий вразрез с интересами Ирана и Армении, затрудняет обсуждение темы коммуникаций в формате "3+3". Да и, как отмечалось выше, напряженность в отношениях Тегерана и Баку является достаточно серьезным препятствием, и этот фактор не стоит списывать со счетов. Азербайджан даже приостановил работу своего посольства в ИРИ. В таких условиях ожидать, что министры соберутся в Тегеране, и туда приедет и глава азербайджанской дипломатии, нереалистично.
Напомним, первая и пока последняя встреча в формате "3+2" (Грузия до сих пор отказывается участвовать в работе площадки – ред.) состоялась в декабре 2021 г. в Москве. В конце прошлого года глава российского МИД Сергей Лавров заявлял, что в скором времени может состояться еще один раунд переговоров. Но пока подвижек в этом направлении нет.