ЕРЕВАН, 24 фев — Sputnik. Евросоюз активно пытается добиться подписания документа между Арменией и Азербайджаном. Некоторая спешка объясняется тем, что стороны, возможно, уже выходят на некоторые договоренности, и Брюссель не хочет упустить шанс. Об этом заявил Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, комментируя дипломатические приготовления европейцев, а именно очередной визит спецпредставителя Тойво Клаара в регион, анонсирование представителем Госдепа новой встречи лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе.
"На мой взгляд, стороны "выходят" на некий документ, и в данном случае европейцы спешат как можно скорее завершить процесс, чтобы в ближайшее время на встрече в Брюсселе удалось подписать если не мирный договор, то нечто наподобие рамочного соглашения. То, что ситуация близка к подписанию документа, видно из заявлений армянского и азербайджанского руководства", - сказал эксперт.
Он обратил внимание, что и в Ереване, и в Баку демонстрируют осторожный оптимизм. Разумеется, каждая сторона по-своему объясняет причины такого оптимизма. Можно, например, вспомнить недавнее заявление секретаря Совбеза Армена Григоряна о том, что армянской стороне удалось закрепить формулировку "Нагорный Карабах" в будущем документе, а президент Азербайджана в Мюнхене говорил о "некотором, но недостаточном прогрессе" в позиции Армении.
На этом фоне возникает ощущение, что в определенной степени "подзабыта" московская площадка переговоров. Несмотря на неоднократные заявления Москвы о готовности организовать трехстороннюю встречу глав МИД России, Армении и Азербайджана, каких-то подвижек в этом направлении как не было, так и нет. По крайней мере, считает Акопян, со стороны Еревана не было положительного отклика. Вместо этого власти Армении словно пытаются найти как можно больше проблем в армяно-российских отношениях.
Политтехнолог полагает, что и Армения, и Азербайджан давно уже сделали выбор в пользу западного формата переговоров. Причем мотивация Азербайджана вполне понятна. Баку давал понять, что для него без разницы, на московской или брюссельской площадке вести переговоры и подписывать договор, для него главное – выполнение его требований.
"Мы видим, что западный формат больше удовлетворил ожидания Азербайджана, так как в "брюссельской" версии мирного договора вопрос Карабаха однозначно закрывается, в отличие от "московской", где вопрос (статуса) оставался актуальным. В этом плане, если мотивы Баку понятны, то нельзя того же сказать о Ереване, также отдавшем предпочтение западному формату. У действий властей Армении нет никакого рационального объяснения с точки зрения интересов страны", - говорит Акопян.
О попытке Запада ускорить процесс переговоров говорит и политик, учредитель фонда "АРАР" Аветик Чалабян. В комментарии нашему изданию от отметил, что, если смотреть на ситуацию в регионе с точки зрения европейцев, то им нужна в первую очередь стабильность. Но для армянских интересов эти форсированные переговоры ничего хорошего не сулят. Армении не нужно, чтобы нынешняя спешка привела к ее второй капитуляции.
"Нам нужно как можно дольше затягивать процессы, выиграть время, восстановить силовой баланс, чтобы создать такой статус-кво, при котором Азербайджан не сможет решить захватить Джермук", - говорит Чалабян.
Наш собеседник убежден, что у Армении есть необходимые правовые и политические механизмы для формирования нового статус-кво. И что самое главное, - и он как глава фонда этим занимается каждодневно, - это развитие и укрепление собственных военных возможностей страны.
Разумеется, есть определенное внешнее давление на стороны для ускорения переговоров и подписания "бумаги", однако это давление конкретно на Армению было всегда.
Тем не менее, она на протяжении 30 лет успешно противостояла этому давлению. Ереван может и должен озвучивать собственные вопросы и темы на переговорах, приводить прочные аргументы, и тогда никто не станет от него требовать новой капитуляции. Стоит понимать, что Запад не един в своем видении и понимании ситуации на Южном Кавказе, там есть различные силы и столь же разные интересы.
Одним нужен контроль над трубопроводами, другие хотят контролировать стратегические коммуникации. Армения должна все это понимать и играть на этих противоречиях.