В последнее время довольно часто говорится о том, что мастеров, делающих армянские народные музыкальные инструменты, становится все меньше. Специалисты по изготовлению уда, каманчи и тара в Армении – редкость, к тому же они уже немолоды и у них нет учеников. Корреспондент Sputnik Армения выяснила, какие шаги предпринимаются для решения этой проблемы.
Павел и Ваче – братья. Один играет на таре, другой – на шви. Они не готовятся стать ни музыкантами, ни мастерами по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Тем не менее, они не упустили шанс узнать секреты создания струнных и духовых инструментов.
Ваче Овсепян, в рамках программы "Обучение изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов", мастерит канон в мастерской Сергея Садоева
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Мы оба хотим стать инженерами. Я сейчас изучаю авиамоделирование. Мне кажется, в будущем мне сильно понадобятся навыки, которые я здесь получил", – говорит Павел, старший брат.
Мы познакомились с братьями в мастерской Михаила и Сергея Садоевых.
Павел Овсепян с удом в мастерской по изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов Сергея Садоева
© Sputnik / Aram Nersesyan
Вместе с восемью учениками музыкальных школ здесь они брали уроки по изготовлению национальных музыкальных инструментов в рамках программы "Обучение изготовлению традиционных армянских инструментов", которую реализует Фонд содействия культурному образованию.
Михаил и Сергей были крайне воодушевлены программой – очень уж хотелось передать свои навыки молодому поколению.
"У меня никогда не было учеников, это ремесло давно уже никого не интересует, даже моих детей и племянников. Никто не хочет целыми днями проводить в пыльной мастерской. Я думал, что после меня больше никто не будет делать национальные инструменты, но получается, что все же есть небольшая надежда", – говорит мастер Сергей.
Мастер по изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов Сергей Садоев
© Sputnik / Aram Nersesyan
Идея обучать детей этой сложной, важной, но, к сожалению, полузабытой профессии принадлежала директору Фонда содействия культурному образованию Нелли Саркисян.
Разработанная фондом учебная программа была представлена в Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении. Получив грант, сотрудники фонда приступили к работе.
Начали с поиска мастеров-наставников, затем приступили к набору школьников, интересующихся этим редким ремеслом. Вскоре начались занятия в двух группах. В одной группе дети учатся мастерить струнные инструменты – тар, канон, каманчу, уд, а в другой духовые – шви, дудук, зурну и свирель.
Традиционные армянские музыкальные инструменты в мастерской Сергея Садоева
© Sputnik / Aram Nersesyan
Первый этап программы стартовал в 2019 году. В 2020-м программа была приостановлена в связи с пандемией и войной.
"За первым этапом последовал длительный перерыв, наши подопечные подзабыли полученные навыки. В 2021 году, когда мы снова выиграли грант и решили продолжить, стало понятно, что нужно набирать новую группу – вчерашние старшеклассники успели подрасти, кого-то призвали в армию, кто-то поступил в университет, а кто-то и просто не захотел продолжать обучение. Так что пришлось начинать все с нуля", - рассказывает Саркисян.
Мастер по изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов Сергей Садоев учит братьев Павла и Ваче Овсепянов мастерить канон в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
В 2022 году к группе, прежде состоящей исключительно из мальчиков, присоединилась и Вержине, которая стала одной из лучших учеников в мастерской. Нечасто можно видеть девушек за изготовлением инструментов, но Вержине достойно справилась с этой задачей.
"Я играю на уде, и мне было очень интересно, как создают этот инструмент. Пришла просто интереса ради, и у меня получилось. Это было совсем не сложно. Это не мебель, при изготовлении которой может понадобиться мужская сила. Здесь скорее требуется детальная и деликатная работа", - рассказывает Матевосян.
В 2022 году завершился третий этап программы. Десять учеников, участвовавших в программе, под руководством мастеров и с их помощью изготовили 2 канона, 2 каманчи и 2 дудука. Министерство решит, каким музыкальным школам их отдать.
Учащиеся музыкальных школ в рамках программы "Обучение изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов" учатся в мастерской Сергея Садоева
© Sputnik / Aram Nersesyan
Мастер Сергей, отмечает, что из-за нехватки времени дети не успели ознакомиться с навыками изготовления всех инструментов. Без посторонней помощи, самостоятельно, они научились изготовлять только канон.
"Если ходить на занятия по шесть месяцев, да и то, только по субботам и воскресеньям, ничего не выйдет. Этого слишком мало, чтобы освоить ремесло и стать хорошим специалистом. Они должны работать годами, чтобы набить руку. Канон изготовить относительно просто, кяманчу – тоже, но, чтобы научиться делать уд и сантур нужно больше времени", - говорит Садоев.
Хотя и для того, чтобы ученики стали специалистами по изготовлению народных инструментов, нужны годы, однако фонд не может продолжать программу.
"Я упустила момент, когда министерство объявило очередной конкурс программ. Мы опоздали, это стало для меня неприятным сюрпризом. Мне было грустно, но что поделать... Дети хотели бы продолжить обучение, но в этом году программы не будет. Если, конечно, мы не найдем другого спонсора", – с сожалением говорит директор Фонда.
Если в будущем найдутся средства, Саркисян хотела бы расширить программу еще и в регионы. Желающих учиться там больше, возможностей – меньше.
Мастер по изготовлению традиционных армянских музыкальных инструментов Сергей Садоев присматривает за работой Павла Овсепяна в своей мастерской
© Sputnik / Aram Nersesyan
По мнению специалистов, чтобы полностью решить проблему, нужно открыть специализированную школу мастеров. Иначе спустя годы в Армении просто не останется специалистов по изготовлению народных инструментов.