Бывший Красносельск, а ныне приграничный Чамбарак (отрезок границы с Азербайджаном составляет порядка 52 км) в свое время был селом, почти сплошь населенным молоканами. Их предки переселялись из России начиная с 1740-х годов - со времен Екатерины Второй, с 1800-х же годов сюда перебрались семьи армян из села Верин Кармрахпюр Тавушской области, и Чамбарак стал расширяться.
Вид на город Чамбарак
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Сегодня в укрупненной общине Чамбарак (включающей бывший Красносельский район с 15 населенными пунктами и собственно город Чамбарак) живет чуть больше 15 тысяч человек. До 1988-1989 годов в этом районе жили армяне, молокане, азербайджанцы, курды, мордвины. С началом армяно-азербайджанского конфликта не-армяне покинули Чамбарак, а сюда переселились армяне из эксклава Советской Армении Арцвашена, оккупированного Азербайджаном, и армяне-беженцы из других районов соседней республики. Молокан же осталось два человека - Мария и Василий Коноваловы. С ними, а также с другими жителями Чамбарака побеседовал корреспондент Sputnik Армения Ашот Геворкян.
Вид на город Чамбарак
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Чамбарак - чистый, аккуратный, ухоженный (видимо, долгое присутствие здесь молокан не прошло даром). Здесь есть хорошо оборудованное современной техникой медучреждение, библиотека, садики, школы - музыкальная, спортивная, искусств и 18 общеобразовательных. Недавно появился центр "Тумо", открывающий хорошие перспективы для местных детей в области информационных технологий и ремесленного образования. Но, как отмечает первый заместитель руководителя общины Чамбарак Роберт Оганян, город не очень привлекателен для инвесторов и развития, поскольку граничит с Азербайджаном и ежеминутно находится в опасности.
Вид на город Чамбарак
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Люди зарабатывают кусок хлеба земледелием и животноводством, созидают и строят на родной земле, рожают детей, растят, образовывают и воспитывают будущих воинов, защищают нашу страну. Город Чамбарак находится под прямым прицелом противника - от него отделяет примерно 1.5 км, а есть населенные пункты, которые еще ближе.
"Самое ценное для нас - родина. Мы никогда не падаем духом: живем на правах хозяев этой земли. Мы обеспокоены вопросами безопасности: они, исходя из нашего географического положения, актуальны. Но мы крепко стоим на страже границ. У нас сформированы отряды ополчения, в каждой общине есть группы быстрого реагирования. И мы всем народом стали здесь солдатами. К сожалению, мы не в том состоянии, чтобы самостоятельно, собственной армией обеспечить защиту своей страны. Мы знаем, какими соседями окружены, и какой у них военный арсенал. Мы своим менталитетом, национальным сознанием, культурой очень связаны с Россией, и у местного населения есть уверенность, что нас защищает и русский солдат. В Арцахе сейчас на 100% безопасность обеспечивает миротворческий контингент РФ. Это тоже в нас вселяет надежду",- говорит Роберт Оганян, добавляя, что отрыв от России может иметь для Армении катастрофические последствия.
Первый заместитель руководителя администрации Чамбарака Роберт Оганян
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
А Лева Саркисян вспоминает советские годы, когда Чамбарак процветал. Здесь были заводы: филиал Харьковского завода "Импульс", производящий жгуты для самолетов, а также завод, где делали сыр, сметану, масло. Все работали - не было ни одного незанятого человека. Сейчас это в прошлом, и люди (если не заняты на госслужбе), чтобы содержать свои семьи, вынуждены выезжать на заработки в другие страны. Но для местных жителей самая животрепещущая проблема - безопасность.
Житель Чамбарака Лева Саркисян
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
"Мы живем в регионе, окруженном давними врагами, цель которых - Великий Туран и уничтожение армян. Я повторяю слова президента Азербайджана, который утверждает, что "Сюник - наш, Севан - наш, Ереван - наш". И если будет битва не на жизнь, а на смерть, мы к ней готовы. Мы - хозяева своей земли и границ. Скажу, что похвально желание наших властей наладить мирные отношения с Турцией и Азербайджаном. Мы в свое время жили - армяне, русские молокане, курды, азербайджанцы, мордвины. Село Шоржа почти все было населено мордвинами. Но в советские годы была сдерживающая сила - СССР. А глядя сегодня на действия наших соседей, их реваншистские отклики, настроения, даже 1% веры им нет. Не говоря уже о блокаде Нагорного Карабаха, длящейся более двух месяцев. Мы не хотим войны и надеемся на силу, которая, как старший брат, встанет за нашей спиной, чтобы мы могли мирно жить. В качестве такой силы я вижу Россию",- отметил он.
С большим трудом удалось найти и разговорить двух последних молокан - Василия и Марию Коноваловых. Что интересно, оба говорят с небольшим армянским акцентом - все-таки сказались долгие годы проживания в Армении. Мария Коновалова рассказывает, что молокане стали уезжать с началом первого армяно-азербайджанского конфликта: "В советские годы мы играли и учились вместе - армяне, курды, молокане, азербайджанцы. Бомбили нас - люди испугались и уехали... Но летом бывшие жители приезжают - город посмотрят, кладбища посетят, и уезжают. Уехавшие отсюда молокане обосновались в Краснодарском крае, в Ставрополье, Воронежской и других областях России, в дальнем зарубежье".
"Стреляли, вот и уехали, а мы не уехали, потому что здесь родителей моих похоронили, родителей жены. И сына - вот уже пять лет, как его нет. Куда мы поедем, если родители и сын здесь? Я и жена на пенсии... маловато ее, тяжело приходится, но выкручиваемся. Есть корова: она нас кормит, мы - ее. Молокане в политику не вмешиваются - мы в этом деле не разбираемся. Мы как в советское время жили, так и живем",- говорит Василий Михайлович.
Вмешиваются - не вмешиваются в политику молокане, а свое видение на ситуацию в мире у Василия Коновалова есть.
Жители Чамбарака, молокане Василий и Мария Коноваловы
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
"Война закончится, Америка признает, что самая сильная страна в мире - Россия, и все республики соединятся с Россией и будут жить как раньше. Войны больше не будет: это временно - терпение нужно. Все пройдет. Даже в Библии так написано: будет голод, войны, люди будут умирать, но это пройдет. Верить надо - в Бога верить".
А на прощание Василий Михайлович прошептал похожие на пророчество слова: "Армения - земля обетованная. Эти испытания - временные. Вновь придет время Бога и мир. Только нужно верить и потерпеть. Такие предсказания есть в наших книгах".