ЕРЕВАН, 10 мар — Sputnik. Отказ Армении от квоты заместителя генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности дает повод для многочисленных версий и рассуждений. Разбираться в мотивах официального Еревана сложно, так как компетентные структуры пока ограничились только сухой информацией. В любом случае это второй в этом году серьезный демарш Армении против военно-политической структуры.
В январе стало известно, что армянская сторона отказалась принять у себя заранее запланированные учения Коллективных сил "Нерушимое братство-2023".
Комментируя нынешнее решение, политолог Бениамин Погосян заявил в комментарии Sputnik Армения, что можно рассмотреть два различных сценария развития ситуации. Либо Армения постепенно идет к выходу из ОДКБ или хотя бы замораживанию своего участия в ней, и отказ от квоты – один из признаков этого курса. Либо же это очередной демарш со стороны Еревана, она пытается оказывать давление на ОДКБ, продемонстрировать свое недовольство недостаточным уровнем поддержки на фоне сентябрьской агрессии Азербайджана, и задачи выхода из структур как таковой не ставится.
Иными словами, армянская сторона выбрала путь перманентного "протеста" против действий или бездействия ОДКБ. Какой из этих сценариев более вероятен, эксперт затрудняется сказать.
"Если мы говорим о выходе из организации или заморозке своего участия в ней, то понятно, что это будет воспринято Россией как явно недружественный шаг. На мой взгляд, иметь недружественные отношения с Россией в условиях вражды с Азербайджаном и Турцией – не самое рациональное решение, и вряд ли оно будет способствовать повышению безопасности Армении", - говорит Погосян.
Очевидно, что гипотетический выход из ОДКБ окажет крайне негативное влияние на армяно-российские отношения и восприятие Армении в России.
Погосян в то же время не исключил, что решение Армении могло быть "подсказано" западными партнерами. Назвать это давлением Погосян не склонен, но, скорее всего, определенные сигналы из Запада все же поступали. Возможно, Брюссель или Вашингтон давали понять, что, мол, если Армения хочет поддержки, в том числе военно-технической, военно-политической, то членство в ОДКБ является одним из препятствий для такой помощи.
Власти Армении с конца прошлого года несколько раз говорили, что официальный Ереван ожидал фиксации со стороны ОДКБ азербайджанской агрессии против Армении, предпринятой в сентябре. Этого не произошло, после чего на саммите организации в Ереване в ноябре 2022 г. премьер Никол Пашинян не стал подписывать итоговые документы. Но как впоследствии заявляли сам Пашинян и глава МИД Арарат Мирзоян, один из документов предполагал оказание военно-технической помощи Армении. Но для республики приоритетом была политическая оценка действий Баку.
Объясняя причину отказа принять помощь, глава правительства отмечал, что принятие помощи от ОДКБ, в том числе военно-технической, без четкой оценки агрессии Азербайджана, означало бы принятие статуса-кво, установившегося на границе.
В свою очередь бывший замминистра обороны, член Республиканской партии Артак Закарян считает, что Пашинян ведет страну к "решительному одиночеству". По его словам, не имея реальной альтернативы ни в лице НАТО, ни в лице какой-либо другой структуры, власти Армении целенаправленно разрывают связи с союзниками, и в первую очередь Россией.
Закарян убежден, что если руководство страны и дальше будет вести себя столь непредсказуемо, то в скором времени ни одно государство не захочет иметь с Арменией дело. "Пашинян ведет Армению к полной изоляции, когда ни одна страна, ни одна организация не встанет на ее защиту. Даже Россия и Франция не готовы защищать интересы Армении, ибо видят, что она сама не блюдет свои очевидные интересы", - сказал он.
С точки бывшего замминистра обороны, это дает Азербайджану и Турции дополнительную возможность избавиться от армянского фактора.
Закарян называет ОДКБ сложной структурой, и признает, что Армении всегда было трудно продвигать свои интересы в ней. Однако свою важную роль она всегда играла в обеспечении безопасности Армении, в противном случае первый президент Левон Тер-Петросян не стал бы подписывать договор, а его преемники: Роберт Кочарян и Серж Саргсян не продолжили бы процесс интеграции и взаимодействия.