Непомерные геополитические аппетиты Польши, претендующей на мировое или по крайней мере европейское лидерство, вызывают изумление, переходящее в отторжение. На Украине из-за намерения Варшавы отхватить западные районы "незалэжной"; на Западе – по причине раздражения высокомерием, переходящим в спесь.
Задолго до того, как отметиться рвением вооружиться от пяток до зубов и даже больше Польша славилась католическими соборами, красивыми женщинами, фестивалями под открытым небом в Гдыне, рождением движения "Солидарность" в Гданьске. Но были еще Адам Мицкевич в поэзии, Фредерик Шопен в музыке, Беата Тышкевич с Анджеем Вайдой в кино, Николай Коперник в астрономии, в конце концов!
Между тем, гордиться нынешним президентом Анджеем Дудой и министром обороны Антонием Мацеревичем сегодня не всякий поляк решится. Почему? В частности, потому, что в конфликте вокруг Украины Польше досталась роль технического работника, - утверждает польский же историк Пшемыслав Пяст.
По его словам, Варшава занимается "операционной техникой и перестановкой элементов декораций". С такой характеристикой, хоть убей, в лидеры не зачисляют, всего лишь тот случай, когда планы Польши значительно превышают ее возможности, но она изо всех сил стремится укрепить боевую мощь до уровня ведущих стран мира. Понятно, что собственными возможностями ей не обойтись и Польша, как опытный айкидока, пытается использовать не свою, а чужую силу.
Вскоре после начала СВО на Украине правительство Польши приняло закон о более чем двукратном увеличении численности вооруженных сил и занялось закупкой оружия.
Польский план расширения вооружений поражает своими масштабами: это примерно пятьсот реактивных систем залпового огня большой дальности HIMARS и аналогичных систем, одновременно планируется закупить более семисот тяжелых самоходных артиллерийских установок, что в шесть раз превышает количество подобных САУ в арсенале Германии. Кроме того, Варшава хочет приобрести в три раза больше современных боевых танков, чем располагают Великобритания и Франция вместе взятые.
С чего бы так и зачем столько? Тем более, что, по признанию Франсуа Эйсбура, ветерана французской военной аналитики, ни у одной из армий Запада, включая США, нет запасов, необходимых для ведения "крупной войны высокой интенсивности". А тут Шопен, Коперник и рядом море оголтелого милитаризма на ровном месте. Вариант объяснения чуть позже, а пока еще немного о военных арсеналах.
Пока французский аналитик размышляет, оборонные ассигнования Польши на 2023 год выросли более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Правительство утверждает, что в целом в текущем году на оборону будет потрачено четыре процента ВВП - больше, чем в любой стране НАТО до войны. По словам министра обороны Польша собирается создать две новые армейские дивизии для усиления обороны в центральной и восточной Польше, что потребует около двадцати тысяч новых военнослужащих.
Вооружить всех современным оружием задача непростая даже для США, не говоря уже о слабенькой в этом отношении Польше.
Так, на выполнение заказа (до 96 HIMARS в год) потребуется не один год, но стоять в очереди Польша не желает и пока то да сё запросила 288 единиц южнокорейского аналога американского M270 - более тяжелого близнеца HIMARS, который несет в два раза больше пусковых установок.
А вот теперь, куда несет Польшу. Если верить словам критика правящей партии страны Ханне Крамер, к четвертому мая текущего года якобы назначено вторжение на Украину. Перехватить между делом чужое можно и под более мягким основанием – предлогом "временно передать" Польше территории Западной Украины, якобы, с целью более надежной сохранности. "Западные территории Украины будут в безопасности, если они временно перейдут под защиту Польского государства", - обещает польский премьер Матеуш Моравецкий.
А что, собственно, Варшава считает своими землями? Где в понимании поляков заканчивается Западная Украина и начинается Великая Польша? С Тернополя? Киева или, может быть, с Днепра? Выступая перед военными, президент Польши Анджей Дуда уточнил, что все земли от Западной Украины до белорусского Бреста и российского Смоленска – это зона "исключительных интересов Варшавы". Это как ехать по левой стороне на красный свет, а Киеву остается отойти в сторонку и тихо слиться с ландшафтом.
Самое интересное, что тут возникает большой плюс для Москвы. Он в том, что поляки завершат начатый Россией процесс денацификации Украины, но уже не за счет РФ и не ценой жизней российских солдат. В итоге у украинцев больше не останется ни родины, ни флага, к тому же западная часть Украины потребует огромных вложений в восстановление экономики и инфраструктуры.
Если эту часть земель забирает Польша, то ей и придется вкладываться. Но сейчас у поляков и так рекордная инфляция за последние двадцать четыре года, напоминают наблюдатели. Особенно подорожало топливо - на 35,4%, энергоносители - на 31,4%. Это прямой наводкой бьет по интересам польских граждан.
Понятно, что к авантюре "Польша без берегов" страну подталкивает Запад. "Польше выпал уникальный шанс перестать быть страной второго сорта" поет осанну Варшаве британская Financial Times.
Один из высокопоставленных натовских руководителей недавно заявил, что "пора задуматься "о перспективе создания Польшей самой мощной армии в Европе", а основатель американской компании геополитического анализа Stratfor Джордж Фридман, пророчит Польше поглощение всей Восточной Европы, включая Украину с Белоруссией.
И только Станислав Ежи Лец, знаменитый философ и сатирик всея Польши, в свое время напоминал: "Выше голову! - сказал палач, накидывая петлю".