ЕРЕВАН, 14 мар – Sputnik. Топливно-энергетические цены в Армении никогда не были реальным отражением экономических процессов в стране и мире. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения высказал экономист, председатель Палаты аудиторов Наири Саркисян. К такому выводу он пришел в результате многолетних наблюдений за рынком топлива в Армении.
Сегодня на армянских заправочных станциях 1 литр бензина АИ - 95 (Премиум) стоит 390 драмов (еще на прошлой неделе он стоил 350), а АИ–92 (Регуляр) - 350 драмов (320 на прошлой неделе).
"Власти объясняют подорожание бензина и дизтоплива в Армении ростом цен на международных рынках, что якобы не могло не повлиять на армянский рынок. Но это не соответствует действительности, поскольку повышение цены за баррель нефти может вызвать лишь небольшое колебание цены за 1 литр бензина или дизтоплива в Армении – в пределах 1-2%. К тому же на международном рынке в последнее время резких колебаний не зафиксировано", - сказал Саркисян.
По его словам, объективной причиной роста цен на дизельное топливо могут стать препятствия для импорта, в результате чего мог возникнуть определенный дефицит. Если предложение на рынке снижается, а спрос остается стабильным, то естественно, это может привести к подорожанию.
Эксперт также заметил, что при составлении бюджета заранее составляется график сбора налогов и планируются суммы, которые КГД должен будет собирать по месяцам. Соответственно, повышение цен на топливо может быть выгодно правительству в плане повышения собираемости налогов.
"Рост цен выгоден двум основным сторонам: во-первых, естественно, это компаниям, вовлеченным в эту сферу и занимающимися топливным бизнесом, которым подорожание повышает прибыльность, а во-вторых, это выгодно государству, поскольку повышение цен прямо пропорционально увеличению НДС и повышает собираемость налога на прибыль", - отметил наш собеседник.
Ранее в интервью Sputnik Армения Саркисян высказал мнение, что вместо вброса месседжей (со стороны министра) о подорожании дизтоплива в преддверии активного периода сельхозработ, правительству следовало бы подумать о диверсификации импорта топлива в Армению и заранее рассмотреть вариант поставок из Ирана или через Иран.
Согласно данным КГД РА, годовой объем импортируемой из РФ в Армению нефти и нефтепродуктов в 2020 году составил 325 тыс. 326 тонн, в 2021 году – 346 тыс. 962, а в первом полугодии 2022 года – 180 тыс. 582 тонны. На втором месте - Иран, откуда объемы импорта, однако, снижаются из года в год (110 тыс. 268 тонн в 2020 году, 77 тыс. 140 тонн в 2021 году, 26 тыс. 954 тонны в первом полугодии 2022 года).
В последние годы Армения импортировала нефтепродукты также из стран ЕС, Египта, Греции и других стран, но в малых объемах.