- Римма Мелконовна, вы что искаете?- спросил на перемене Эдик Зограбян учительницу, листавшую классный журнал.
– Дураков искаю,- ответила Римма Мелконовна Зограбяну, у которого по русскому из класса в класс были одни пятерки.
Дураков в самой обычной ереванской школе имени Мравяна было не много, больше было умниц, ставших потом профессорами, докторами наук, даже академиками. Про город Болонья, придумавший вначале для себя, а затем и всей Европы систему образования, Армении был знаком по плащам "болонья", впоследствии соусу "болонезье", терракотовым крышам и только потом - старейшему университету.
Теперь высшее образование Армении не только присматривается, но и учит по Болонским правилам. В чем суть системы? В единых стандартах обучения высших учебных заведений разных стран. Система призвана создать общее европейское пространство образования и следовать принципу – обучение по высшему разряду не может быть привязано ни к национальным рамкам, ни к рамкам одного университета. Возможно. Но и некоторые сомнения, о которых ниже, тоже могут быть.
В 2003 году к Болонье присоединилась Россия, а в 2005 году – Армения, дело пошло, но содержательная часть процесса, связанная с качеством образования, не во всем согласуются с изначальной задумкой авторов соуса "болонезье".
Сегодня Россия заявила, что из Болонской системы образования выходит, для Армении это означает что она вновь оказывается перед выбором, хотя, судя по равнению всего и вся на Запад, (во всяком случае сегодня), разворот от Болоньи к Москве - это вряд ли.
Что тогда?
Как отмечает эксперт по образованию из Еревана Атом Мхитарян, это прежде всего чревато проблемой соответствия дипломов. Дипломы, которые выдает министерство образования Армении, не будут признаны в России, но будут признаны в европейских странах. Точно так же и "корочки" европейских вузов перестанут впечатлять работодателей в Армении. Есть над чем призадуматься.
Между тем, в университетские аудитории молодые люди приходят из классных комнат так называемых средних школ, где должны учить не чему-нибудь и как- нибудь, а в полной мере, как учили русскому языку Зограбяна Эдуарда в советской школе имени Мравяна.
Может показаться анахронизмом, но вот вам британская газета The Times и вот заголовок: "Американские родители стремятся дать детям образование по советской системе". Рядом краткое объяснение – почему?
По мнению родителей, пишет The Times обучение по советским учебным программам позволяет их детям получить существенное преимущество при поступлении в американские вузы. А преподаватели из США, применяющие в своей работе методики родом из СССР, утверждают, что такая форма получения знаний развивает у учеников критическое мышление, поощряет рассуждения и позволяет им мыслить абстрактно. Чем плохо? – прибавим от себя.
Дальше больше. Оказывается, некоторые частные школы в Соединенных Штатах уже обучают американских детей по советским учебным программам, в школах Советского Союза по ним обучались будущие инженеры и ученые, сумевшие обеспечить своей стране преимущество перед США в космической гонке. На Западе их рвали с руками, переманивали к себе за большие деньги, бренд "выпускник МГУ, "Бауманки", ЛГУ", а вместе с ним и Ереванского Университета ничем не уступал питомцам именитых вузов Америки и Европы.
Хотите больше? Пожалуйста. Как рассказала одна учительница журналистам газеты The New York Post, ей "не нравится поведение некоторых учеников на уроках. Иногда они задают преподавателю вопросы, не соответствующие стандартному уровню развития в их возрасте, ставя тем самым в неловкое положение некоторых учителей". Вот так! Это вам не дурашливое "Римма Мелконовна, вы что искаете?" от моего одноклассника Эдика Зограбяна.
Почти половина выпускников государственных школ Нью-Йорка, поступающих в местные колледжи, вынуждена ходить в коррекционные классы, чтобы выжить в первом семестре, - оповещает американская The Post.
По словам экспертов, на фоне хронических прогулов, повсеместного завышения оценок и неспособности подготовить учащихся к высшему образованию городских школьников выталкивают через вращающуюся дверь образования без реального обучения.
В самый раз вспомнить: в психушках практически перевелись Наполеоны, Македонские, Чингисханы – современные придурки просто не знают, кто это такие.
"Я не думаю, что средние школы, особенно государственные школы в Бронксе, достаточно подготовили меня к поступлению в колледж, - признается Присцилла Уокер из Бронкса.
Восемнадцатилетний Натан Ортис пояснил, что его занятия в подготовительной средней школе Mott Haven Village в Южном Бронксе "не были интересными и мотивирующими. Система образования в Нью-Йорке просто устарела".
Нельзя не сказать и о том, как учат в школах стран, не накрытых Болонской системой, но стоит эти страны назвать, как на вопрос как там учат в школах, можно ответить – учат хорошо. Потому что дела в этих странах тоже идут хорошо.
Япония. Страна далеко продвинулась в области многих технологий, а на первое место в этом рейтинге её вывела реформа образовательной системы. Когда экономика страны потерпела полный крах, то единственным источником её развития виделось образование. Учебный план в Японии строг и плотен, особый упор делается на практические занятия.
Южная Корея. Ещё десять или чуть больше лет назад о корейской системе образования мало что было известно, но стремительное развитие экономики выдвинуло страну в список лидирующих стран в мире. Сегодня Южная Корея лидирует по уровню технологического развития, а этого можно было достичь только реформами в области образования. На образование здесь каждый год выделяется 11,3 миллиарда долларов. Сколько в Армении?
Сингапур, Гонконг. Первый является одной из богатейших стран и вместе с тем, одной из наиболее образованных. Уровень грамотности в стране выше девяноста шести процентов.
Исследователи определили у населения Гонконга самый большой IQ, Гонконг является одним из "бизнес-центров" мира, отлично приспособлен для получения качественного высшего образования. Высокий уровень здесь имеют все ступени образования: не только высшее, но и начальное, и среднее, учат в школах девять лет.
…В Армении учат двенадцать, но нельзя сказать, что идем впереди планеты всей. Как и куда пойдем дальше, с Болонской системой или как-то и иначе, поживем – увидим.