Анна родилась здоровым ребенком, но спустя два года жизнь семьи перевернулась вверх дном.
Где ошиблись, что упустили? Это вопросы, которые волновали родителей, которые в какой-то момент поняли, что Анна отстает в развитии от своих сверстников. Ответ медиков гласил - задержка развития, что могло быть вызвано различными факторами, с которыми ребенок сталкивался в раннем возрасте.
Мама девушки – Гаяне Микоян, говорит, что Анна была желанным ребенком, у пары было уже два сына, они были в зрелом возрасте и к рождению дочери подходили более осознанно. Беременность и роды прошли без каких-либо проблем.
Мама Анны Гаяне Микоян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"После прививок заметили красное пятно на руке, показали специалистам, оказалось это гемангиома (доброкачественная опухоль). Ребенку было всего несколько месяцев, надо было подождать, пока девочка подрастет, чтобы провести обследование и определиться с дальнейшими действиями. Спустя год появилось еще одно красное пятно - на плече", - рассказывает Гаяне.
Когда девочке исполнилось два года, решили удалить гемангиомы хирургическим путем. Хотя операция прошла успешно, ребенок после этого изменился, даже взгляд стал другим: каким-то холодным и безразличным.
"До операции ребенок уже начал произносить отдельные слова, был вполне адекватным, но после операции не издавал ни звука, только ел и спал", - вспоминает Гаяне.
И начался долгий, трудный путь лечения. На протяжении нескольких лет Анну водили по разным специалистам с надеждой и верой в то, что ребенку помогут.
Анна с мамой на учебных занятиях
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Врачи назначили развивающие лекарства, от принятия которых у Анны начались судороги…", - при рассказе к глазам Гаяне подступают слезы, воспоминания вынуждают все пережить заново - неопределенность, а порой и ужас отчаяния.
Несмотря ни на что решили не сдаваться: на протяжении более, чем полутора десятка лет семья боролась вместе с Анной и во имя нее. Она посещала центры развития, различные кружки. Анна ходила также в школу, окончила 9 классов. Её родители не упускали ни одного шанса, не щадили сил для того, чтобы их дочь общалась со сверстниками, развивалась. Между тем, давала о себе знать отсталость не только в умственно и психическом, но и физическом развитии.
Сегодня Анна, которой уже 20 лет, читает книги, умеет совершать простые математические действия – складывать и вычитать. За эти годы она познакомилась с различными видами искусства и ремесел, а больше всего ей полюбилось гончарное дело. На протяжении 7 лет она посещала Центр искусств "Мугдусян", где добилась значительного прогресса.
Более того, Анна решила передать свои навыки и знания подрастающему поколению. В этом году она начала вести кружок по гончарному делу в родном селе Мердзаван Армавирской области. У нее уже есть порядка 15 учеников. А теперь и ее мама учится работать с глиной, чтобы в дальнейшем помогать дочери вести кружок. Они подали заявку на участие в грантовой программе - планируют приобрести печи для обжига глины.
"Люблю лепить цветы из глины", - говорит Анна и спешит научить этому и меня. И хотя глина в моих руках никак не превращается в розу, Анна ободряет меня, уверяет, что все получится, и советует попробовать еще.
То, чего добилась сегодня Анна, Гаяне считает историей успеха.
"Я всегда ей говорю – "иди вперед", "ты можешь", "делай сама". У нас есть своя машина, но мы часто куда-то едем именно на общественном транспорте, я учу ее самостоятельно обращаться к водителю, она уже знает, что надо сказать, чтобы автобус остановился на остановке. В нашей семье мы придерживаемся принципа, что в первую очередь все должны уважать Анну, потом нас, потому что она для нас - приоритет. Так и должно быть, но многие родители бывают настолько обескуражены, что не могут и не бывают готовы ко всему этому", - говорит Гаяне.
Глиняная роза Анны
© Sputnik / Aram Nersesyan
Она хотела бы, чтобы для родителей таких детей, как Анна, проводились специальные семинары, встречи, рассказывали истории успеха, которые доказали бы, что все трудности можно преодолеть. По ее словам, для таких детей инклюзивность чаще всего ограничивается школой, а что делать после ее окончания? Этот вопрос остается без ответа. Немногие родители могут себе позволить создавать возможности для своих детей. И здесь нужна поддержка и помощь государства, чтобы дети и их родители не остались один на один со своими проблемами.