Турецкая оппозиция растратила время и выдвинула сторонника псевдодемократических ценностей
В субботу в Турции стартовала предвыборная кампания. Она, конечно же, чревата большим количеством неожиданностей и сюрпризов. Однако они в итоге обещают стать лишь длинной цепочкой предсказуемых закономерностей. И закономерности эти доступны любому, мало-мальски знакомому с ситуацией эксперту. Дело в том, что любой ход двух соперников, сошедшихся на внутриполитическом поле борьбы за президентское кресло, предсказуем донельзя.
Изначально можно было предсказать, что и действующий президент Эрдоган, и кандидат от объединенной оппозиции Кылычдароглу в первую очередь будут бороться отнюдь не за симпатии рядового турецкого избирателя. Есть фактор поважнее – симпатии Запада, и в первую очередь Соединенных Штатов и Великобритании. И в этом плане у Эрдогана есть фора.
Многоопытный турецкий лидер (11 лет премьерства и 9 лет президентства) Реджеп Тайип Эрдоган за прошедшие пару лет скопил в своем кармане множество козырных карт-джокеров, которые обязательно выставит в крупной игре с западными партнерами-кураторами. Кемалю Кылычдароглу в этом плане не особо повезло.
Все время, отведенное к подготовке к великому сражению за президентское кресло, турецкая оппозиция потратила на внутреннюю борьбу и устранение разногласий. Шестерка объединенных оппозиционных партий очень постаралась, чтобы выдвинуть против Эрдогана тяжелые фигуры: либо мэра Анкары - Яваша, либо Стамбула - Имамоглу. Именно они, по большому счету, имели максимум шансов на равных сразиться с матерым игроком в большую политику.
Но получилось так, как получилось, и против действующего президента вышел руководитель Республиканской народной партии. И сейчас Эрдоган регистрируется в ЦИК в качестве кандидата и начинает предвыборную гонку с более-менее надежных позиций, поскольку бороться придется не с самыми популярными в народе политическими деятелями.
Мериться силами предстоит с политиком, все это время пытавшимся дистанцироваться от националистических идей, которые в определенной (большей) части турецкого общества ох как сильны. Кылычдароглу – сторонник демократических (скорее псевдодемократических) принципов до такой степени, что в прошлом году удостоился даже официального приема в Вашингтоне. И тогда стало ясно, что американская дипломатия изначально не исключала того, что ставку будет делать именно на него.
Неконтролируемые эскапады Эрдогана Западу явно не по душе
В любом случае следует понимать, что в турецкую предвыборную гонку Запад обязательно вмешается. Другого выхода у американцев с европейцами попросту нет. Ведь слишком велики ставки на то, чтобы контролировать одну из ключевых стран в регионе, где на украинском плацдарме уже больше года идет “битва цивилизаций” за место под солнцем наступающего нового, многополярного миропорядка.
В этом плане все понимают, что независимому, не подчиняющемуся приказам из брюссельского натовского штаба и окрикам из-за океана Эрдогану придется не в пример тяжелее, нежели откровенно проамерикански настроенному Кылычдароглу. Ведь позиция Турции в украинском кризисе никак не может удовлетворить кураторов из Вашингтона.
Список претензий к турецкому лидеру весьма длинен, и большая часть из пунктов имеет прямое отношение к Москве. Причем начиналось все еще задолго до СВО, которую начала Россия на Украине. Можно упомянуть многое - и газопровод по дну Черного моря, и атомную станцию Аккую, и приобретенные турками ЗРК С-400 российского производства, на которые американцы взъелись донельзя.
А с началом горячей фазы кризиса на Украине, резко перешедшей в гибридную войну всего Запада против России, список претензий резко увеличился. Тут вам и нежелание Турции присоединиться к антироссийским санкциям, и постоянный контакт на самом высоком уровне, и стремление Эрдогана стать посредником в возможных переговорах Москвы с Киевом при том, что Запад категорически против подобных, неконтролируемых эскапад.
Особенно одного шага Эрдогана – речь о посредничестве - американцы ни в коем случае не простят. Ведь до сих пор не выполнена ни одна из задач, которые было поставлены дипломатией, когда затевалась гибридная война против России. Не удалось сделать ее изгоем на внешнеполитической арене (скорее наоборот), не удалось победить на поле боя… Не удалось спровоцировать внутренние беспорядки, на что в первую очередь американцы очень рассчитывали, откровенно провоцируя начало СВО со стороны Москвы.
И в подобной ситуации позиция Турции, выступающей за переговоры между Москвой и Киевом, возмутила Запад даже больше, чем та же инициатива со стороны Китая. И в этой ситуации Эрдогану придется хорошенько постараться, чтобы добиться хотя бы нейтрального подхода к выборам из-за океана.
Ситуацию в Турции в любом случае взорвет не тот, так другой
Однако есть у Эрдогана и свои козыри, припрятанные в рукаве. Касаются они в первую очередь членства в Северо-атлантическом Альянсе скандинавских Швеции и Финляндии. Сейчас, по мнению турецкого лидера, в этой откровенно карточной игре настало время выложить на ломберный столик один из джокеров – членство в НАТО Финляндии.
Именно в преддверии своей регистрации в ЦИК в качестве претендента на президентское кресло Эрдоган заявил, что, скорее всего, его страна даст “добро” на членство Хельсинки в Альянсе еще до выборов, которые назначены на 14 мая. О Стокгольме особо оговорился – о его членстве в НАТО речи быть не может, сказал он. Следует понимать так, что, если в ходе предвыборных баталий выяснится, что один джокер не сработал, то на стол будет выложен и второй.
То есть изначально понятно, что жесткая риторика Турции о членстве скандинавских стран в НАТО никоим образом не касается позиции России, выступающей категорически против расширения Альянса на Восток. Именно это и объясняет Эрдоган заокеанским партнерам, говоря о прокурдской позиции Стокгольма. Надеется, что на этом американцы может и успокоятся, и не будут слишком уж сильно вмешиваться в процесс.
Если же нет, то, зная импульсивную натуру турецкого лидера, можно предположить, что он готов идти до конца. Вплоть до того, что пойдет войной на объединенную оппозицию, взорвет ситуацию на внутриполитической арене. Или отменит выборы, или применит административный ресурс и арестует лидеров от оппозиции, а то еще какое-то коленцо выкинет. Словом, уступать не будет… Равно как и его соперники.
Что же касается соперников, то тот же Кылычдароглу решил не мудрствовать лукаво и не изобретать велосипед. Уже объявил, что как только станет президентом, то напомнит России о членстве своей страны в НАТО и возобновит переговоры Турции с Евросоюзом о членстве. А еще не будет препятствовать вступлению скандинавов в Альянс. Словом, все строго по методичке вашингтонского "обкома".
Так что возникают серьезные сомнения в том, что те же американцы "поведутся" на джокеры "от Эрдогана" и отстанут от предвыборного процесса. Скорее наоборот – обязательно используют уже годами опробованные технологии "цветных революций" и взорвут страну изнутри. Даже спровоцируют гражданскую войну, если турецкий лидер выкинет какой-то фортель. Так что можем быть уверены в одном – в Турции в эти два месяца будет интересно…