ЕРЕВАН, 21 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Проведенные главой МИД России Сергеем Лавровым параллели между Донбассом и Нагорным Карабахом отражают видение и понимание Москвы в плане признания прав народа Нагорного Карабаха в контексте будущих переговоров. Об этом заявил политолог Сергей Мелконян в комментарии Sputnik Армения.
Ранее российский министр на совместной пресс-конференции с армянским коллегой Араратом Мирзояном заявил, что поддерживает идею премьера Армении о диалоге между Степанакертом и Баку. Он при этом напомнил о "Минских соглашениях", призванных решить комплекс проблем жителей Донбасса.
Речь идет о праве на родной язык, праве обучать детей на этом языке, жить, работать, используя этот язык, сохранять свою культуру, религию, иметь возможность для местного самоуправления и иметь какие-то особые связи со своими соотечественниками. Министр считает, что примерно такой же набор прав будет необходим и для карабахцев в контексте подтверждения лидерами Армении и Азербайджана приверженности этих стран положениям Алма-Атинской декларации от 1991 года.
По словам эксперта, для того, чтобы лучше понять суть карабахской проблемы, в России ссылаются на донбасскую модель, которая применялась в то время, когда на Украине притесняли русскоязычное население. Важным компонентом в заявлении российского министра Мелконян считает "подсказку" конфликтующим сторонам, как идти к реализации договоренностей и урегулированию кризисов.
"Однако необходимо понимать, что никакая модель не сработает, если одна из сторон вообще не готова к реализации договоренностей. В случае с карабахской проблемой мы видим, что Баку продолжает свою антиармянскую пропаганду и политику. Официальный Ереван готов принять правила игры, которые предлагают посредники, в данном случае Москва, но параллельно Азербайджан своими действиями показывает, что он не готов даже к интеграции Нагорного Карабаха", - сказал Мелконян.
Продолжающаяся блокада Лачинского коридора - единственной дороги, связывающей Армению с Нагорным Карабахом, периодические отключения карабахцам газа и электроэнергии показывают, что даже такой худший для армянской стороны сценарий, как интеграция Нагорного Карабаха с Азербайджаном, находится под большим вопросом. В этом смысле Мелконян убежден, что, если впоследствии Армения вновь будет готова стать одним из гарантов безопасности населения Нагорного Карабаха, ни у кого из международных посредников не будет повода обвинить Ереван в деструктивности. Партнеры Армении поймут ее, если в результате "обрушения" договоренностей она вернет себе статус гаранта.
Наш собеседник не исключает, что заявления Лаврова и ссылка к "Минским соглашениям" были в определенной мере и месседжем Азербайджану. Мелконяну сложно сказать, готова ли России на данном этапе перейти к резким действиям, если Азербайджан пойдет на эскалацию, тем не менее наличие российских миротворцев в Нагорном Карабахе так или иначе делает Москву вовлеченной в общий процесс.
Оценивая в общих чертах переговоры глав МИД двух стран, политолог отметил, что Мирзояну и Лаврову в определенной степени удалось преодолеть напряженность и недопонимание последних месяцев, вызванное не в последнюю очередь из-за отказа армянского министра от переговоров с российским и азербайджанским коллегами в конце прошлого года, а также миссией ЕС в Армении.
Эксперт подчеркнул конструктивную позицию Москвы, ее готовность к продолжению переговоров, возобновлению работы по делимитации и демаркации границы и т.д. Армения на данном этапе также готова к совместной работы, и фактически мяч на поле Азербайджана. Что касается мониторинговой миссии ЕС, то негативный фон, вызванный ее присутствием, в определенной степени может быть нейтрализован и сбалансирован миссией ОДКБ, готовность принять которую также выражала армянская сторона.
В Армении 20 февраля разместилась новая миссия ЕС из 100 человек сроком на два года. И хотя она заявлена как гражданская, 50 человек в ее составе - вооруженные жандармы. Цель миссии обозначена так: способствовать стабильности в приграничных районах Армении, укреплять доверие на местах и обеспечивать условия, способствующие усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. МИД России ранее заявлял, что появление в приграничных районах Армении представителей Евросоюза способно лишь привнести в регион геополитическое противостояние и обострить существующие противоречия. Проблема в том, что мониторинговую миссию ранее предлагала отправить ОДКБ. Однако Ереван фактически сделал выбор в пользу ЕС, сославшись на отказ ОДКБ дать политическую оценку азербайджанской агрессии.