Менеджеры, управляющие процессами или персоналом, оцениваются по результатам своей деятельности, и если работа сделана как надо, если в нее вкладываются силы, знания, умение и душа, некоторые поведенческие особенности управленцев как бы отходят на второй план. О специфике работы менеджеров – в материале колумниста Sputnik Армения.
Электровоз ВЛ-10 1354, названный именем Амбарцума Агасиевича Кандиляна, был отремонтирован и поставлен на рельсы в локомотивном депо города Гюмри. Сам Кандилян корнями оттуда же, но железнодорожной знаменитостью стал за время работы на магистральных просторах бывшего Советского Союза: вначале – в Донецке, потом – в Астрахани. Так с армянами случается часто: опыт и имя зарабатывают вдали, а домой возвращаются опытными и именитыми.
В Армению Кандилян переехал в 1972 году (пригласил руководитель республики Карен Демирчян), назначили руководить Ереванским отделением Закавказской железной дороги (ЕоЗКЖД), находившимся пусть не в глухом тупике, но уж точно не в героях пятилетки.
Присматриваться к управленцам у нового начальника времени не было, на дворе стояла осень, горячее время перевозок из пункта "А" в пункт "Б", вагонов не хватало, центр давил, не переставая: "давай-давай". Разгрузка, между тем, шла вяло, порожняка под грузы остро не хватало, Кандилян, как мог, торопил, однако…
Чтобы уберечься от гнева нового начальника, ответственные за вагонные дела взяли за правило ссылаться на особенности национального характера армян (как следствие сложной истории народа). Мол, если бы не трагическая судьба, все бы у нас шло в темпе аллегро.
Раза два Кандилян выслушивал экскурсы в историю, терпел, но когда в очередной раз завели песнь про царя Гагика, который… тут начальника прорвало. Передаю почти в дословном переводе с армянского: "Я и твою мать…, и царя Гагика мать… Если к завтрашнему утру вагоны не подашь, ноги твоей здесь не будет! Понял?".
К завтрашнему утру вагоны были. Лежавшую на боку железную дорогу Армении Кандилян вскоре поднял на ноги, придал ей ускорение как в прямом, так и в переносном смысле, а что касается ненормативной лексики, то он от нее не избавился еще и потому, что во всем хотел как ярче.
Серые обычно начинают и проигрывают, а Кандилян был яркой личностью, но совсем не потому, что часто переходил на мат. Так ему было легче и привычнее работать, и какая радость краснознаменному коллективу ЕоЗКЖД, если в Управлении было бы, как в хореографическом училище, но при этом зарплаты низкие, премий нет, квартир не дают, ждать льгот неоткуда.
Хотя и в балете не все просто. Sputnik eще рассказывал о великом и "ужасном" хореографе-армянке Агриппине Вагановой. Почему "ужасном"? Потому что педагоги (точно так же, как сегодня и менеджеры) бывают не только мягкими и любимыми, но еще жесткими и непреклонными. Признание и уважение приходят тогда, когда они представляют конечный "продукт" своего труда. За месяц это не делается, надо подождать: не желаете, проходите к тем, кто рассыпается в любезностях и общается исключительно на "Вы". Вопрос предпочтений.
В Китае говорят: "Если не знаешь куда идти, зачем тебе туда идти?". Кандилян знал, куда идти и как вести за собой. Он руководил людьми на "ты", смог сделать из ничего нечто, и никто от него не уходил, к нему шли. Сам он ушел из жизни в смутном 1993 году от выстрела так и не установленного киллера, предположительно, нанятого тогдашней властью.
Получается, цель оправдывает средства? Получается по-разному. Чрезмерная эмоциональность прощается при условии, если лидер себя не щадит, болеет за дело, а, главное, знает его.
…Артем Фальян. "Невероятно колоритный и неоправданно подзабытый тренер из СССР. Благодаря неповторимому темпераменту вкупе с любовью к своему делу и уникальными методами работы среди современников он считался яркой, но очень противоречивой личностью. Некоторые называли его великим тренером, а для других он был злым деспотом и тираном", - писали о нем газеты.
Правда, что порой перегибал палку, но то, как сделал из "Арарата" конфетку, – тоже не ложь. Здесь все в одном флаконе: Фальян умел давать результат, в 1965-м вывел "Арарат" в Высшую лигу СССР, два года спустя команда заняла восьмое место, именно Фальян заложил фундамент команды, которая с легендарным Никитой Симоняном стала чемпионом СССР.
Признание самого Никиты Симоняна: "Фальян – буйный, неудержимый, бескомпромиссный, из-за этого немало терпел и страдал, но был беззаветно предан футболу и требовал того же от других. Он начал комплектовать "Арарат", подбирал игроков по своему вкусу, а вкус у него был неплохой. Команда при нем налилась силой".
Любимец многих поколений армянских болельщиков, капитан когда-то победоносного "Арарата" Оганес Заназанян: "Если бы не Фальян, футбол в Армении никогда бы не поднялся до таких высот".
Артем Фальян
© Photo : "Hayazg" Foundation encyclopedia
Обобщенная характеристика тренера: "Несмотря на тяжелый характер и причуды, в памяти большинства футболистов, с которыми работал Фальян, он все равно остался великим".
Опять же тот случай, когда механизмы достижения цели не совпадают с этико-эстетическими представлениями. Конечно, лучше бы в одной упаковке, но...
…Сегодня мало кто помнит: пока Амбарцум Агасиевич Кандилян доводил до ума железные дороги, Грант Арамович Айрапетян – прокладывал автомобильные.
Дело шло споро. Без нервных срывов, грубых слов, шума, но с пылью, неизбежной при строительстве автомобильных путей. Нюанс. Министра автодорожного строительства одновременно с главным делом тянуло на не обязательные: создал и многие годы поддерживал ВИА "Серпантин", из которого вышли ставшие знаменитостями певица Эрна Юзбашян, музыкант и композитор Аксель Бакунц и другие.
Построил в Степанаване лучший в Армении дом отдыха, не только для автодорожников. В Степанаван рвался весь ереванский бомонд.
Сворачивая с перерытого шоссе на объезд, люди видели стенд: "Извините за неудобства, дорога строится для вас".
– Народ вначале дивился, потом стал принимать за должное, это подтягивало, срывать сроки становилось стыдно не только перед министром, – говорил мне бывший начальник ДСУ (дорожно-строительное управление) Аштаракского участка Размик Гаранян.
В употреблении ненормативной лексики Айрапетян замечен не был, в разговоре вежлив, в общении предупредителен, в этом смысле прямой антипод Кандиляна с Фальяном. Дела в автодоре, тем не менее, шли чуть ли не под музыку Вивальди: дороги строились по высшему разряду, вводились в строй и ремонтировались в обещанные сроки, ВИА "Серпантин" стали узнавать в стране. Позже Айрапетяна назначат заместителем председателя правительства Армении, повышение никого не удивит.
Итак, либерал или диктатор? Наверное, тот, кто знает, умеет и болеет за дело.