ЕРЕВАН, 30 мар – Sputnik. Срок действия государственных сертификатов на приобретение квартир истекает, а перспектива иметь собственную крышу над головой все еще остается весьма призрачной. Перемещенные из Нагорного Карабаха после 44-дневной войны граждане вновь собрались у правительства Армении.
Напомним, что еще в октябре прошлого года правительство Армении начало процесс выдачи сертификатов на приобретение квартир по программе государственной помощи семьям, перемещенным из Нагорного Карабаха.
В рамках государственной программы была оказана поддержка семьям, которые на момент 27 сентября 2020 года или последние три месяца были зарегистрированы или проживали в отдельных районах Карабаха. На приобретение жилья в Ереване предусмотрено субсидирование на сумму до 8 млн драмов, в областях Армении или строительство собственного дома – до 10 млн драмов, а в случае покупки дома в Нагроном Карабахе – до 12 млн драмов.
На начальном этапе некоторым семьям удавалось приобрести жилье, но из-за резкого роста цен на армянском рынке недвижимости многие оказались у разбитого корыта.
Рузан Мхитарян с 2001 года по контракту была командирована в качестве педагога в село Нор Карачинар Шаумянского района. Согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2022 года, это село перешло под контроль Азербайджана, Рузан была вынуждена переехать с семьей в Армению.
Беженки из Карабаха Рузан Мхитарян (справа) и Анна Асатрян перед Домом правительства (30 марта 2023). Еревaн
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Около 20 лет там работала, обустраивала дом, а сейчас выдали непонятный сертификат, надо заключать абсурдные сделки с банками, но даже в областях сегодня за 25 тысяч долларов ничего не найти. Мы нигде не можем заключить сделку, еще 5-10% должны заплатить банку, чтобы все сделать.
Женщина уточняет, что действие сертификата не распространяется на административные здания, общежития, аварийные дома, пристройки - то есть относительно доступное жилье. Только так многие вынужденные переселенцы могут уложиться в указанную сумму.
"Но приходят из банка, проводят оценку, говорят, что не получится, потому что дом должен 10 лет находиться под залогом, в течение этих лет государство должно выплатить компенсацию․ Если власти могут найти в областях дом до 10 млн драмов, который бы соответствовал при этом требованиям банка, то пусть найдет".
С другой стороны, Рузан недоумевает из-за требования по залогу.
"А что если, например, через пару лет государство перестанет выплачивать эти деньги? Откуда нам их взять на выплаты?! Ясно же, что мы снова станем бездомными", - восклицает она.
Люди не могут оформить ипотечный кредит, чтобы добавить к сумме субсидии и купить жилье. Говорят, что денег едва хватает на жизнь. Уже получили официальное уведомление о том, что государство с апреля прекратит выплачивать пособие в 40.000 драмов (около $105) на аренду квартиры. Кроме того, займ, даже если пойти на риск, ни один банк без хорошей кредитной истории попросту не предоставит.
Карине Мовсисян была перемещена из Бердзора. Детей у нее нет, других близких родственников тоже. Помогать некому, а банк кредит не дает.
Беженки из Бердзора Карине Мовсисян (справа) и Гоар Оганджанян перед Домом правительства (30 марта 2023). Еревaн
© Sputnik / Marianna Paytyan
"Мы оказались в этой ситуации не по своей воле, мы же не мечтали выпрашивать себе ипотеку", - говорит она.
Гоар Оганджанян жила с семьей в Бердзоре с 1995 года. Гоар 36 лет, она многодетная мать, но банк не дает кредита и ей.
"У нас с мужем в Бердзоре были кредиты, после войны их обнулили, но наш банк целый год – с 2022 по 2023 – не закрывал кредитную линию, там накопились проценты. Мужу "накапало" 1 млн 400 тысяч (почти $3500), еще 400 тысяч (чуть более $1000) - на мой счет Мы только недавно узнали об этом. У нас пятеро детей, у меня зарплата 70 тысяч (около $190), у мужа– 100 тысяч (около $250), как нам прокормить на эти деньги студента и школьников, отплачивать коммуналку, арендную плату, выплачивать проценты по кредиту?" - сетует Гоар, которая была первоклассным специалистом отдела культуры администрации Кашатага.
Рассказывает, что в Бердзоре у них, как у многодетной семьи, было два собственных дома. Теперь же хотят, чтобы государство помогло хотя бы с одним домом или квартирой в Армавире, где семья поселилась после выселения из Бердзора. Все нажитое непосильным трудом пропало, теперь они оказались в тупике.
"Несправедливо это..!"
Анна Асатрян тaкже была педагогом, ее пригласили работать в село Арцвашен Кашатагского района. Говорит, что государство должно было иметь социальный жилищный фонд для размещения людей в форс-мажорных ситуациях.
С участниками акции сегодня никто из чиновников не встретился. Обещали, что через пять дней их примет руководитель аппарата вице-премьера Мгера Григоряна. Протестующие говорят, что будут приезжать к правительству все пять дней. Хотя встреча с руководителем аппарата – это не то, чего они требуют. Они хотят увидеться и поговорить с человеком, который действительно решает вопросы и принимает решения.