Армен Дулян, для Sputnik Армения
Родина, пожалуй, это прежде всего язык. Эти знаменитые слова французского писателя, лауреата Нобелевской премии Роже Мартен дю Гара видимо показались гражданам Молдовы не столь убедительными, и парламент этой страны принял, а президент подписал закон, согласно которому больше не существует молдавского языка. Этот язык сейчас называется румынским.
Несмотря на то, что специалисты едины во мнении, что молдавский и румынский – разные названия одного и того же языка, некоторые недоумевают, почему победителем был признан румынский, ведь молдавский намного старше, не зря известный писатель Ион Друцэ сказал: "Молдавский – мать, румынский – дочь".
Действительно, литературный молдавский язык начал формироваться еще в XVI веке, тогда как Румыния как государство сформировалась только во второй половине XIX века. Именно поэтому даже ярые приверженцы румынского языка были крайне удивлены и возмущены, когда недавно министр иностранных дел Румынии заявил: "Молдавского языка вообще не существует". Подобного искажения истории никто не ожидал. Но скандала не последовало. Потому что идея вступления в Евросоюз слишком заманчива.
Молдова уже получила статус кандидата, но все знают, что это еще ничего не значит – путь от кандидатуры до членства может занять десятилетия. Следовательно, нельзя сидеть сложа руки, нужно ускорить процесс и создать очень конкретные основы для присоединения к Европе. Первое пристанище на этом пути уже осталось позади, в отличие от Армении, которой Брюссель лишь обещает, но не предоставляет право на безвизовый въезд в европейские страны, жители Молдовы уже давно пользуются привилегией свободного въезда. Теперь появился второй выгодный аргумент: отныне мы говорим на румынском, который является одним из официальных языков Евросоюза.
Добавьте к этому тот факт, что примерно у половины населения Молдовы румынское гражданство. То есть, можно по праву утверждать, что молдаване, как говорится, одной ногой уже в Евросоюзе. Перед Молдовой открывается весьма любопытная, и можно сказать даже экзотическая перспектива – стать полноправным членом Европейского Союза, объединившись с Румынией. Почему это экзотика? Потому что такого еще никогда не было. За последние десятилетия число членов Евросоюза увеличилось в основном за счет стран Восточной Европы, а затем уменьшилось вследствие "Брексита". Но чтобы одна независимая страна автоматически стала членом Евросоюза в результате присоединения к другой независимой стране, такого еще никто не видел. Правда, в свое время двум Кипрам было предложено объединиться и вместе войти в европейскую семью, но этого не случилось.
Акция протеста оппозиции в молдавской столице (12 марта 2023). Кишинев
© Sputnik / Родион Прока
Идея объединения с Румынией давно обсуждается в Молдове на разных уровнях. С одной стороны, негативные стороны очевидны – теряешь суверенитет и лишаешься государственности. Но с другой стороны, сразу оказываешься под покровительством НАТО, поскольку Румыния уже почти 20 лет является членом Североатлантического альянса. Ну а для рядового гражданина Молдовы, наверное, самым важным является то, что в этой беднейшей стране Европы средняя зарплата сейчас составляет около 500 долларов, как в Армении, а в Румынии – 1000 долларов, так что, молдаванин может без всяких усилий удвоить свою зарплату. Возможно, именно это обстоятельство и стало причиной того, что когда оппозиция попыталась организовать митинг против замены молдавского во всех официальных документах румынским, на площадь пришли всего 100 человек…
Но тут возникает принципиальный вопрос. А захотят Румыния и Евросоюз иметь в своем составе страну, у которой есть проблемы с Приднестровьем. Тем более, что каким бы парадоксальным это ни казалось на первый взгляд, сейчас молдавский язык остался только ... в Приднестровье.