Услышала от врача незнакомое для меня слово аутизм: мир глазами 19-летнего Эдвина Овсепяна

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Sputnik Армения представляет историю 19-летнего художника Эдвина Овсепяна, страдающего аутизмом.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 2 апр - Sputnik, Карине Арутюнян. В выставочном зале Государственного колледжа изобразительных искусств имени Терлемезяна царит ажиотаж: студенты помогают вносить новые картины, преподаватель Елена Мовсесян распаковывает их и бережно прислоняет к стенам. В этой суматохе спокойствие сохраняет 19-летний Эдвин, один из здешних учащихся, персональная выставка картин которого состоится 5 апреля. Держа в руках одну из своих картин, Эдвин ходит по комнате и повторяет: "Мам, скажи пусть повесят. Елена, повесьте". В руках у Эдвина его самая любимая картина с водяными лилиями, и он сам выбирает стену, чтобы разместить свое творение. Несмотря на то, что вешать картины пока рано, эту одну все же вешают - не могут отказать Эдвину.
Эдвин Овсепян готовится к персональной выставке
Эдвину было 2,5 года, когда его мама, Арменуи Овсепян, вдруг заметила, что активный ребенок стал замкнутым и перестал реагировать на ее слова. Соседка Арменуи была врачом, когда она увидела ребенка, произнесла незнакомое слово: у Эдвина - аутизм.
"Это было 17 лет назад, но до сих пор, когда вспоминаю об этом, переживаю то, что пережила тогда. На тот момент у нас не было компьютера, и я побежала в близлежащий компьютерный клуб, чтобы поискать в интернете информацию об аутизме. Чем больше читала то, что написано в Сети, тем больше падала духом. Мне не хотелось верить, что это произошло именно со мной, с моим ребенком…" — вспоминает Арменуи и на ее глаза наворачиваются слезы.
Арменуи Овсепян
Отчаявшуюся женщину ободряет соседка, которая спустя несколько дней снова заходит к ним и говорит: либо Арменуи соберет себя в руки, либо она потеряет ребенка. В то время Арменуи преподавала фортепиано в музыкальной школе имени Экимяна, работала в Доме культуры Абовяна, одновременно занималась дизайном. Мать должна была сделать выбор: либо ребенок, либо карьера. Арменуи оставила все (сегодня она зарабатывает рукоделием, а по выходным занимается другой работой) и посвятила себя сыну.
Она вспоминает, что её предупреждали, что Эдвин, возможно, не сможет говорить: "А ведь я мечтала, чтобы мой сын стал военным хирургом... Мне было очень тяжело, когда слышала даже от родственников слова типа "а станет ли этот ребенок нормальным?".
Был день рождения Эдвина, ему исполнилось 6 лет: он подошел ко мне, потянул за подол и сказал: "Мама…". Что было после не помню, время, будто, замерло на одном этом слове".
Эдвин Овсепян с матерью Арменуи Овсепян во время подготовки к персональной выставке
Арменуи признается, что преодолела много трудностей, особенно, что касается вопроса социальной интеграции ребенка. Со слезами вспоминает, как в автобусе по пути в школу, одна женщина, увидев Эдвина, сказала: "Пусть каждый со своим сумасшедшим ребенком ездит в такси".
Вдобавок ко всему женщина растила ребенка одна, без мужа, хотя ей и помогали родители. Однако Арменуи улыбается сквозь слезы: каждая трудность придавала ей еще больше сил, она все решительнее двигалась вперед.
Со временем наметился прогресс в состоянии мальчика - Эдвин увлекся рисованием. Арменуи вспоминает, что мальчику было 6-7 лет, когда ее брат вместе с семьей пришли в гости. Они сидели за столом, пили чай, когда она заметила отсутствие Эдвина: "Я перепугалась, потому что он все время находится в поле зрения. Нашла Эдвина на балконе, он смотрел на небо и рисовал фиолетовую ночь. И, на самом деле, та ночь имела какой-то особый оттенок".
После этого Эдвина было "не оторвать" от холста: бывали дни, когда он рисовал до поздней ночи.
Эдвин Овсепян во время подготовки к персональной выставке живописных и керамических работ
- Что больше всего любишь рисовать, Эдвин, - спрашиваю я у молодого человека.
- Цветы, картины в желтых тонах, лилии, - отвечает он.
Кстати, каждый год мама берет Эдвина в Степанаван, чтобы он смог увидеть водяные лилии. Когда Арменуи об этом рассказывает, Эдвин улыбается и говорит: "Лилии красивы, как мама".
У Эдвина отличная зрительная память и ему достаточно взглянуть на что-то один раз, чтоб суметь потом это воспроизвести на холсте. Парень разговаривает также на русском, начал изучать английский. Однако пока ему самостоятельно не даются многие вещи, например, уход за собой. Арменуи говорит, что есть понятия, которые сын не представляет, он знает, что дорогу нужно переходить, когда загорится зеленый свет, но вдруг он может побежать и перейти улицу, не замечая опасности.
Эдвин Овсепян
Кстати Эдвин работает и с глиной, рисует на стекле. Сейчас он посещает социально-реабилитационный дневной центр "Мой путь", где у него много друзей.
"Сегодня ситуация изменилась, люди стали добрее к детям, у которых какие-либо проблемы. Люди стали более информированными. Тем не менее, есть еще над чем поработать. Хотела бы, чтобы наши дети имели возможность работать, а общество было готово видеть их рядом с собой на рабочих местах", - говорит Арменуи.
Она добавляет, что многое зависит от родителей проблемных детей, поэтому в первую очередь сильными должны быть именно они.
1 / 5
Живописные работы Эдвина Овсепяна
2 / 5
Живописная работа Эдвина Овсепяна
3 / 5
Керамические работы Эдвина Овсепяна
4 / 5
Арменуи Овсепян помогает сыну Эдвину в подготовке к персональной выставке
5 / 5
Керамика Эдвина Овсепяна
Наш разговор прерывает Эдвин, он подошел обнять мать.
- Эдвин, в этом году оканчиваешь колледж, кем хочешь стать? – спрашиваю я.
- Талантливым художником, - отвечает он и зовет меня, чтобы показать самую любимую свою картину с лилиями.