ЕРЕВАН, 7 апр — Sputnik, Ашот Сафарян. В условиях противостояния России и США участие Армении в инициированных Вашингтоном или НАТО военных программах оказалось весьма проблематичным, и требует от армянского руководства максимум гибкости и твердости для принятия рациональных решений. Об этом заявил Sputnik Армения политолог, эксперт в области оборонной политики Давид Арутюнов, комментируя фактический отказ Еревана от учений Defender-23 в Европе.
Ранее представитель Пентагона Сабрина Сингх заявляла о предстоящем участии Армении в многонациональных учениях Defender-23 в Европе. Отмечалось, что учения призваны продемонстрировать способность вооруженных сил США быстро развертывать войска и технику, обеспечить гарантии безопасности для союзников и "сдерживать возможную агрессию против Европы".
В условиях противостояния с Россией, нетрудно догадаться, против какого "условного агрессора" нацелены данные маневры.
Позже в официальном пресс-релизе на сайте американского военного ведомства Армению из списка участников убрали. В свою очередь пресс-секретарь Минобороны Арам Торосян сообщил, армянские военные планируют участие в других учениях. Речь идет об учениях KFOR ("Силы Косово") и Saber Junction-2023. Учения эти, однако, также будут проводиться под американским патронажем.
По его словам, очевидно, что "исчезновение" Армении из списка участников не было случайностью – Ереван сам отказался от них, передав свое решение по соответствующим каналам. У США не было причин отказать Армении в последний момент. Участие в любых военных учениях – это не в последнюю очередь политическое решение и политический фактор. Нельзя исключать, что все это связано с реакцией России – военно-политического союзника Армении.
По словам Арутюнова, ситуация для Армении не нова, она всегда пыталась маневрировать между Россией и Западом в вопросах, касающихся военного сотрудничества. Будучи членом ОДКБ и имея обширную двустороннюю договорную базу с Москвой, Ереван с 2000-х гг. участвовал в различных программах под эгидой США, НАТО или других западных центров. Однако ситуация в отношениях России и Запада тогда не была столь конфронтационной, сейчас обстановка изменилась по вполне известным причинам, и поле маневра для Армении значительно сузилось. Причем, открытая поддержка одной из сторон этого конфликта грозит противодействием с другой стороны.
"От властей Армении требуются максимальная осторожность, грамотность и умение анализировать и учитывать все тонкости текущей обстановки. Еревану нужно идти путем наименьшего сопротивления, выстраивать сотрудничество с глобальными центрами в тех сферах, которые наименее проблематичны. К примеру, в условиях антироссийских санкций США достаточно лояльно реагируют на торгово-экономическое взаимодействие Армении с Россией, понимая, насколько они важны для небольшого, находящегося в полублокаде государства. То же самое можно сказать об армяно-иранских отношениях", - сказал Арутюнов.
Наш собеседник не исключает, что власти Армении в последнее время сознательно пытаются идти на определенные демарши, выражая свое недовольство теми или иными шагами своих партнеров, в данном случае - России. Но важно не перегнуть палку, так как "результаты" могут превзойти ожидания. Та же история с возможной ратификацией Римского статута Международного уголовного суда – наглядный пример того, что Ереван по всей видимости не рассчитал возможных последствий, не понял, что речь идет о крайне чувствительной для Москвы теме.
Нужно также понять, что дает Армении участие в проводимых Западом учениях, насколько они предполагают интеграцию в западные военные структуры, и адекватны ли ожидаемые профиты возможным издержкам.
Арутюнов отмечает, что исторически военное сотрудничество Армении и США содержало минимум военной составляющей. Оно никогда не предполагало приобщения Армении к военному искусству Запада, военно-техническим и оперативным возможностям. Основной акцент делался на миротворческих операциях, военной медицине, проблеме прав человека в ВС и т.д.
На взгляд политолога, Запад как в прошлом, так и сейчас не особо стремится к военной интеграции Армении. Хотя такое стремление есть у властей Армении, но одного их желания недостаточно.
Во-первых, при всей активности тех же американцев, регион Южного Кавказа не входит в число приоритетов США.
Во-вторых, финансовые возможности Армении не позволяют рассчитывать на скорейшее перевооружение армянской армии по западному образцу. Для этого Армения нуждается в тех же западных финансах. Западные вооружения, как известно, на порядок дороже в плане как закупки, так и обслуживания.
В-третьих, у Запада есть основной военно-политический союзник в регионе – это Турция. И размен Турции на Армению не входит в долгосрочные планы Вашингтона. Соответственно полагать, что США вложатся в "вестернизацию" армянской армии, эксперт не склонен.