ЕРЕВАН, 10 апр – Sputnik. Разработка персонализированных кредитов – это одно из основных направлений, по которым банки Армении будут развивать цифровые инструменты в ближайшие годы. Об этом заявил Sputnik Армения эксперт по финансовым технологиям Сергей Уснунц на полях форума Doing Digital в Ереване.
Автоматизация в онлайн-кредитах уже достаточно развита: во многих банковских приложениях уже есть набор заранее заданных параметров для выдачи потребительских кредитов. Несколько параметров, несколько кликов – и кредит сел на счет. Но вопрос в том, что эти кредиты в основном типовые: под стандартные параметры A, B, C мы получим кредит на стандартных условиях X, Y, Z.
"Думаю, в следующие год-два банки пойдут по пути персонализации кредитов на основе анализа нашей истории платежей и наших предпочтений в покупках. Банки и без того знают тут многое, а если у них есть привязка к нашему мобильному устройству, тогда они знают практически все", - отметил Уснунц.
В принципе банки и сейчас могут "пропесочивать" наши данные довольно тщательно: они могут увидеть не только общую сумму наших чеков в супермаркете или аптеке, но и структуру самого чека. А это значит, что банк может анализировать, какие товары мы предпочитаем и в какой ценовой категории. Если копнуть глубже, можно увидеть, что мы покупаем родителям или детям. Если, условно говоря, мы регулярно покупаем "киндеры", нам могут предложить, например, карту со скидками в магазинах детской одежды (у которых есть партнерские соглашения с данным банком).
"Все эти данные есть, вопрос в том, есть ли у банков персонал, который умеет работать с этими данными и по ним создавать персональные продукты. В ближайшее время, думаю, это станет для банков приоритетом", - добавил эксперт.
Банки, которые долгое время были достаточно консервативны, уже налаживают контакты с финтех-стартапами. Рано или поздно лед тронется, а приезжие россияне могут ускорить этот "ледоход", заметил он. Имея опыт пользования такими услугами в России, они генерируют спрос на них в Армении.
Нужно понимать и истоки такого развития: в свое время банки России вложили огромные деньги в развитие даже не столько самих систем (новых серверов и их софта), сколько в развитие финтех-компаний, которые бы создавали такие услуги. "Сбербанк" и другие банки создавали и создают бизнес-инкубаторы, где помогают таким проектам расти. Через такие инкубаторы прошли сотни, если не тысячи стартапов, напомнил Уснунц. Естественно, у крупнейших российских банков совсем другие масштабы и ресурсы для этого, заметил он.
Другим трендом для цифровых финансов, добавил эксперт, с большой вероятностью станут платформы онлайн-инвестиций для простых граждан. Сейчас сбережения граждан сосредоточены в основном во вкладах, а не в инвестициях (в акции или облигации, в том числе армянские). Инвестиции остаются прерогативой ограниченного клуба состоятельных граждан.
Если, а вернее когда, рынок начнет "массоветь", то и платформы для его обслуживания превращаются в массовые. Тогда и здесь начнет собираться массовая аналитика по вкладчикам (кто и во что вкладывает). Некоторые банки уже сейчас размещают в своих приложениях (то есть для своих клиентов) объявления о продаже своих облигаций, с возможностью их покупки онлайн. На этом рынке, считает эксперт, можно ожидать рост конкуренции, а значит и развитие.