ЕРЕВАН, 11 апр – Sputnik. Заявления высших турецких чиновников по Армении не могут быть использованы для предвыборных политических спекуляций, поскольку армяно-турецкие отношения не являются существенным предметом дискурса в турецком обществе. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразила тюрколог Нелли Минасян.
"Армянская тематика - это скорее предмет внешнеполитического дискурса и, по большому счету, не влияет на мнение рядового избирателя в Турции", - подчеркнула она.
Представляя свою оценку предвыборной ситуации в Турции, тюрколог отметила, что все опросы последнего времени свидетельствуют о том, что рейтинг Реджепа Тайипа Эрдогана мало-помалу поднимается. За ним с небольшим отрывом следует единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу. И здесь важную роль может сыграть лидер партии Memleket Мухаррем Индже, который на прошлых выборах был основным конкурентом Эрдогана, получив голоса 30,67% граждан.
Минасян также заметила, что, по сообщениям турецких СМИ, со стороны оппозиции звучали призывы к сотрудничеству Кылычдароглу с Индже. Однако кандидаты в президенты не смогли найти общий язык, поскольку Индже выставил большие требования. В частности, речь идет о дележе министерских портфелей. Вместе с тем, тюрколог не исключает объединения оппозиционных кандидатов накануне выборов. В таком случае она допускает второй тур - между Эрдоганом и Кылычдароглу.
Сегодня предвыборная ситуация в Турции окрашена в геополитические цвета, и этот фактор в дальнейшем существенно повлияет на весь ход выборов, говорит Минасян.
Она замечает, что Запад сделал ставку на Кемаля Кылычдароглу и адресует соответствующие месседжи турецкому электорату.
"Запад во главе с США четко дают понять Эрдогану, что не хотят с ним работать дальше и демонстрируют поддержку Кылычдароглу. Об этом свидетельствует и то, что американский посол первым посетил единого кандидата от оппозиции", - отметила Минасян.
Она указала на то, что со стороны Запада то и дело звучат заявления о том, что Турция оказалась в тяжелом экономическом положении, особенно, на фоне разрушительного февральского землетрясения. Также звучат намеки, что без помощи Запада, без западных инвестиций Турция не сможет восстановиться. Инвестиции же будут только при условии, что в президенты пройдет кандидат, которого "одобрят" США.
Однако позиции действующего президента Турции достаточно сильны, поскольку за последние 20 лет, когда он был премьер-министром, а затем и президентом, особенно после конституционной реформы 2017 года, он сконцентрировал в своих руках практически неограниченную власть.
"Стремление Эрдогана к власти можно объяснить с точки зрения восточных традиций. Он распределил множество должностей среди своих друзей и родственников. Частные фирмы также принадлежат аффилированным с турецким президентом бизнесменам. В частности, завод по производству беспилотников принадлежит семье зятя Эрдогана", - считает собеседник Sputnik Армения.
Кстати, турецкая оппозиция заявляет, что в случае их прихода к власти, нынешний расклад в экономике будет пересмотрен, также будет инициирован переход от президентской к парламентской форме правления.
На взгляд тюрколога, на предстоящих в Турции президентских выборах важную роль может сыграть и фактор социального недовольства на фоне экономического кризиса и продолжающегося падения национальной валюты - лиры.
"Как бы правительство ни делало вид, что контролирует ситуацию в экономике, однако это не так. Турецкая лира продолжает падать, приблизившись к отметке 20 лир за 1 доллар. На данный момент Эрдоган не способен привлечь больших инвестиций в экономику страны. Он пытается лишь реализовать определенные социальные программы. В апреле Эрдоган наметил несколько программ в военно-промышленной отрасли. То есть, он пытается продемонстрировать, что правительство что-то делает. Но от этого социальное положение простых граждан не меняется", - заключила она.
Впрочем Минасян полагает, что катастрофическое землетрясение, унесшее жизни более 50 тысяч граждан страны, не повлияло на настроения электората нынешнего президента.
Дело в том, что наиболее пострадавшие от стихии области Турции традиционно отдавали свои голоса за Эрдогана и даже оказавшись в тяжелых социальных условиях остаются верны своему выбору.