ЕРЕВАН, 13 апр – Sputnik. На какой бы площадке ни проходили армяно-азербайджанские переговоры, это еще не гарантия того, что их участники по итогам встреч выйдут на какой-то документ. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения высказал политтехнолог Виген Акопян.
По его мнению, армяно-азербайджанский переговорный процесс пока что находится в стадии политических торгов.
"Конкуренция между геополитическими центрами продолжается. В течение последних двух лет мы становились свидетелями того, что стороны могут встречаться, и даже подписывать какие-то бумаги, как это было в Праге. А после этого встречаются в Сочи, уже в российском формате и там тоже о чем-то договариваются. Соответственно, я считаю, что все пока что остается на уровне ни к чему не обязывающих заявлений, или "инсайдерских утечек". Даже представитель МИД РФ Мария Захарова не говорит о конкретных сроках. А о предстоящей в мае встрече в Вашингтоне говорится всего лишь на уровне "сливов". Пока что, на мой взгляд, все находится на этапе торгов", - считает эксперт.
Он замечает, что Азербайджан заявил геополитическим центрам о готовности к переговорам и представил свою повестку из пяти принципов. Баку намекает, что подпишет мирный договор на той площадке, которая предложит лучшие условия азербайджанской стороне.
В случае с Ереваном всё намного сложнее, говорит Акопян, отмечая отсутствие каких-либо весомых принципов у армянской стороны. Он указал на то, что Армения так и не обозначила свои красные линии, не представила свою политическую повестку и всего лишь реагирует на представленные Азербайджаном принципы. В этой связи у эксперта сложилось впечатление, что Армения – "вечный ведомый".
Политтехнолог назвал "казусом" то обстоятельство, что, с одной стороны, армянская сторона заявляет о приверженности логике заявления от 9 ноября 2020 года, а с другой - говорит о намерении закрепить трехстороннее соглашение на переговорах в Вашингтоне или Брюсселе, то есть без участия России. Между тем, Realpolitik состоит в том, что в горячих точках вопросы решают те страны, у которых есть для этого соответствующие возможности, ресурсы "на земле". В нашем же регионе ситуацию контролируют российские военные, отмечает собеседник Sputnik Армения.
"Как бы ни была Россия занята СВО на Украине, не думаю, чтобы у нее оказалось недостаточно сил для того, чтобы заниматься решением проблем в нашем регионе. Что-что, а уж на это у России ресурсов хватит. В этом смысле ни у кого не должно быть иллюзий по поводу того, что Россия якобы "ослабела" настолько, что не в состоянии решить локальные приграничные или другие проблемы", - утверждает эксперт.
Говоря о "российском варианте" нагорно-карабахского урегулирования, Акопян заметил, что Москва пытается отложить на более поздний срок решение проблемы, принимая во внимание реалии, которые стали обретать очертания еще в Праге, и учитывая тот факт, что отстранившиеся от карабахского вопроса армянские власти, по сути, не являются партнерами России. В настоящее время российская сторона предоставила Армении возможность самостоятельно выбирать вариант урегулирования, чтобы избежать критики со стороны западного сообщества, говорит он.
Комментируя актуализировавшийся в последние дни вопрос о бездействии наблюдателей ЕС в Сюнике на фоне агрессивных действий Азербайджана, Акопян выразил мнение, что у мониторинговой миссии нет ресурса и возможности для сдерживания Азербайджана.
"Я не думаю, что правительство Армении и премьер Пашинян и в самом деле верят, что 100 наблюдателей с биноклями и видеокамерами смогут сдержать аппетиты Азербайджана. Никол Пашинян, по сути, прямым текстом объяснил, чем будут заниматься в Армении европейские наблюдатели. Их миссия – сугубо разведывательная. Независимо от их "гражданского", или какого-либо еще статуса. Этим они и занимаются", - говорит политтехнолог.
К тому же, геополитические конкуренты – Россия и Запад, будут и дальше предпринимать шаги для того, чтобы нейтрализовать влияние как мониторинговой миссии ЕС, так и российских миротворцев, считает он.