Ткани турецкого производства с искаженными армянскими орнаментами в последние годы заполонили армянский рынок. Они повсюду: сшитые из этих тканей скатерти, винные конверты, салфетки, сумки, шапки продаются под видом "традиционных" армянских изделий.
Хотя товары турецкого производства, и, в частности текстиль, нельзя назвать новинкой на нашем рынке, поскольку продается годами и в больших количествах, но в данном случае речь идет о тревожном факте. Фактически, мы вносим свой вклад не только в развитие экономики Турции, но и в дело искажения нашей культуры.
Изделия турецкого производства с искаженным армянским узором
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
Этнограф, стилист Ваге Котанян на различных площадках активно борется с распространением тканей турецкого производства на армянском рынке. Некоторые потребители благодаря Котаняну отказались от покупки, а до этого они просто не знали, где произведена приглянувшаяся им ткань и почему лучше её не использовать. Многие же, зная о проблеме, продолжают покупать, потому что им все равно. Есть также те, кто не может поверить, что ткани с армянской символикой и узорами, "как у нашихковров", могут оказаться не армянскими.
Изделия турецкого производства с искаженным армянским узором
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
"Действительно, узоры этих изделий взяты с армянских ковров, но они искажены, и теперь турецкий маркетинг позиционирует их как свои", - отмечает Ваге.
В телефоне он показывает фото с разных сайтов, в том числе и популярного Pinterest, на которых те самые узоры отмечены как османские, исконно турецкие. В пользу того, что эти ткани не имеют ничего общего с армянской культурой, говорит и используемая в них золотая нить.
Изделия турецкого производства с искаженным армянским узором
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
"Вы не увидите ни одного армянского ковра, при изготовлении которого использовалась бы золотая нить. У нас может быть вышивка золотыми нитями на таразах (национальная армянская одежда – ред.), но на коврах - нет", - отмечает Ваге.
Но не только использование золотых нитей в тканях турецкого производства говорит об их неармянском происхождении. На это указывает и вся цветовая гамма. Ваге объясняет, что есть "универсальные" узоры, которые приобретают этническую принадлежность как раз благодаря своему цветовому решению.
"Одни и те же детали орнамента благодаря цветовому решению могут считаться армянскими, или, скажем, индейскими. В турецких тканях нет никаких цветовых сочетаний, однозначно указывающих на этническую принадлежность узора. Это также часть турецкого маркетинга, они показывают изображения с искаженными цветами и выдают их за турецкие, а мы их носим", - говорит Ваге.
Изделия турецкого производства с искаженным армянским узором
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
На этих тканях очень часто можно увидеть также армянские буквы. Многие недоумевают и по этому поводу, если это турецкое, то почему на них армянские буквы? Ответ тот же: "маркетинг!". На нашем рынке предлагают то, что действует на нас психологически.
Искаженный турецкий шаблон ткани и кусок того же шаблона, сделанный для Грузии
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
Ваге показывает грузинский вариант продаваемой в Армении ткани: с грузинскими буквами, флагом и музыкальными инструментами. Что касается используемых на тканях крестов, здесь Ваге помимо психологического инструмента видит и зашифрованный посыл, содержащий угрозу.
Искаженный турецкий шаблон ткани и кусок того же шаблона, сделанный для Грузии
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
"У Геноцида 1915 года была "особенность" - турки целенаправленно уничтожали армян мужского пола. Есть ткань, на которой изображен карабахский памятник "Мы и наши горы" ("Дед и баба"), с изображением бабушки, а вместо деда - крест. И этот крест изображен не просто так. Мы, как христиане, воспринимаем его как христианский символ, но неужели турки используют крест с этой целью?! В христианстве крест используется не только как знак Христа, но и как надгробный крест. Через эти ткани нам преподносят месседж о преемственности идеи уничтожения армян", — говорит Ваге.
Удивительно, но разные гостевые дома, рестораны пытаются создать "армянскую" атмосферу даже при помощи тканей с изображениями слонов.
Изделия турецкого производства с искаженным армянским узором
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
Ваге напоминает, что слоны в Армении появились во время Аварайрской битвы, но они "как пришли, так и ушли", поэтому не понятно, как ткань с изображением слонов, не имеющих никакого к нам отношения в символическом плане, воспринимается как армянская.
Самое неприятное, что по поводу турецких тканей можно услышать: "Эта ткань подойдет для армянского тараза". И различные танцевальные группы покупают ее, выступая в нарядах из этой ткани не только в Армении, но и за рубежом.
Настоящие армянские ковры, карпеты и костюмы
© Photo : provided by Vahe Kotanyan
Стилист-этнограф подчеркивает - нет ткани, которую можно назвать тканью именно для армянского тараза. Армянский тараз (национальный костюм) - это комбинация разных тканей и вышивки, где самую важную роль играют цвета.
"Меня часто спрашивают: а где произведена ваша одежда? Конечно, лучше всего носить армянскую одежду в повседневной жизни. Помните, что, покупая турецкую ночную рубашку, вы наносите вред своей стране, потому что эти деньги уходят в Турцию. Но когда надеваете одежду из ткани турецкого производства с переиначенными этническими орнаментами, вы наносите вред не только своей стране, но и национальной культуре", - подчеркивает Ваге.
Он всячески борется с подобными искажениями нашей культуры, проводя курсы на волонтерских началах, даже посещает региональные школы на собственные средства, чтобы не допустить укоренения фальсифицированного восприятия армянской культуры в детском сознании. По его словам, на мероприятиях в детских садах, школах турецкая ткань нередко "присутствует" под именем армянской.
Ваге на добровольных началах даже консультирует сотрудников швейных цехов. Недавно один из таких цехов полностью отказался от турецкой продукции с искаженными узорами, и теперь использует для пошива армянские ткани.