ЕРЕВАН, 25 апр – Sputnik. У Армении была возможность потянуть время, затягивая переговоры с Азербайджаном, и добиться решения в проармянском ключе, поскольку Алиев и его власть не вечны. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения высказал политолог Григор Баласанян.
По его словам, трехстороннее соглашение от 9 ноября 2020 года предусматривало, что войска остаются на ранее занятых позициях, а армянская сторона на тот момент контролировала 30% Зангеланского и Джабраильского районов. Если бы армянские военные не были выведены с этих 30%, то это позволило бы выиграть время и оказать давление на Азербайджан еще до того, как его войска вторглись в Сюник. Затягиванию переговоров могли бы способствовать отсылки и к соглашению от 9 ноября, и к словам главы российского МИД, который заявил, что российская сторона предлагала оставить вопрос статуса Нагорного Карабаха будущим поколениям.
"Когда ты одновременно начинаешь договариваться в столицах разных стран и берешь на себя то одни, то другие обязательства, это приводит к тому, что тебя перестают понимать даже стороны, подписавшие с тобой трехстороннее соглашение. Кстати, в соглашении от 9 ноября четко не указано, что делимитация и демаркация должны проводиться "впопыхах", в максимально короткие сроки. Для меня, как гражданина Армении, непонятна такая поспешность", - замечает политолог.
У него создалось впечатление, что переговоры с Азербайджаном стали обузой для армянских властей и они пытаются избавиться от нее любой ценой, рассчитывая, что после этого мы заживем в счастливой, мирной, безопасной, богатой, процветающей Армении. Баласанян уверен - ничего подобного быть не может, потому что по ту сторону границы у нас не Швейцария, а Азербайджан.
"Я далек от мысли о том, что после наших уступок Алиев успокоится и отстанет от Армении. Нет - Алиев потребует Сюник, потом Гегаркуник, потом Тавуш и так далее. Турция, в свою очередь, начнет вспоминать о граничащих с ними районах, рассчитывая на то, что тот, кто уступил раз, будет уступать и дальше. Мы должны ясно осознавать это, и если сейчас не получается решить этот вопрос в нашу пользу, то хотя бы заморозить, не торопиться", - подчеркивает собеседник Sputnik Армения.
В ответ на просьбу прокомментировать заявление премьера Пашиняна, касающееся признания территориальной целостности в границах союзных республик, Баласанян высказал мнение, что, если глава армянского кабмина особо не упомянул НКР, это свидетельствует о том, что он собирается признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Между тем, эксперт напомнил, что глава МИД РФ Сергей Лавров высказал мысль о том, что работа комиссии по демаркации границы между Азербайджаном и Арменией не может и не будет включать Карабахский регион, поскольку это тема отдельных переговоров.
"Своей "самостоятельной" политикой мы довели до того, что тот же Лавров год назад заявил, что армяне оккупировали азербайджанские земли. При этом он ничего не сказал о Карабахе, то есть опять оставил нам "форточку". Если мы не используем этот шанс, не значит ли это, что перед армянскими переговорщиками поставлена задача сдать Нагорный Карабах?", - говорит он.
Как отметил политолог, именно вокруг Нагорного Карабаха в свое время сформировалось движение за независимость Армении. Отказываясь от Нагорного Карабаха, мы перечеркиваем всю 30-летнюю борьбу, считает он.
"Мы отказываемся от своего символа независимости и тут возникает вопрос - сможет ли Армения и дальше существовать как государство, какова будет наша роль в регионе. Мы становимся для мира маргинальной страной, которая не последовательна в отношении своих территорий, судьбы своих соотечественников. То есть, это окажет достаточно серьезное влияние на репутацию Армении", - заключил Баласанян.
Он указал на то, что проблема Нагорного Карабаха - одна из самых чувствительных тем для нашего народа, это также вопрос национального достоинства, демонстрации всему миру, что Армения неравнодушна к судьбе своих соотечественников, что мы тоже хотим мира, но мы не хотим мира такой ценой. При этом он вспомнил известные слова, что когда ты выбираешь между позором и войной, то получаешь и позор, и войну.