Дует пронизывающий до костей горный ветер. Приближаемся к селу Тех на востоке Сюникской области. После 44-дневной войны в Сюнике, неподалеку от Гориса разместились российские погранвойска. Село регулярно подвергается агрессивным действиям со стороны Азербайджана. Как минимум, в пяти местах азербайджанские военные продвинулись на 100-300 метров вглубь суверенной территории Армении. Последний такой инцидент произошел 11 апреля. Тогда было убито 4 и ранено 6 армянских военнослужащих.
Село расположено на "Дороге жизни", связывающей Нагорный Карабах с Арменией. Сейчас здесь мирно. С первого взгляда и не скажешь, что совсем недавно здесь звучали выстрелы. Главная улица села пустынна. В глазах редких прохожих – беспокойство и настороженность. Никто не соглашается на интервью - категорически. Люди растеряны и встревожены. Единственный, кто согласился побеседовать – молодой конюх Эрик, проезжавший по селу верхом на лошади.
По словам Эрика, жизнь в селе замерла еще с сентябрьской агрессии со стороны Азербайджана. Чувствуется тревога и дыхание войны. Улицы безлюдны, поскольку сельчане предпочитают сидеть по домам. На работу они не выходят. Тем более, что почти все поля и пастбища остались под контролем азербайджанцев. Теперь им приходится распродавать скотину, чтобы как-то выжить, говорит молодой человек.
Село Тех основала Сюнийская царица Шахандухт II в XI веке. В середине XIX века в селе было 240 домов, армянская церковь св. Геворга, состоящая из построек IV и XVIII веков и маслобойня. В позднее средневековье село Тех стало резиденцией поместного князя. Здесь находится дом Мелик-Бархудара, соратника Давид-бека. А в трех километрах от села находится церковь, построенная из галечного базальта.
В годы Российской империи село Тех входило в состав Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии.
В СССР Тех входил в Зангезурскую, а с 1930 года – в Горисскую область. После провозглашения независимости, в 1995 году село было включено в Сюникскую область. С 2016 года – административный центр укрупненной общины Тех.
Глава общины Тех Давид Гулунц
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
Нам удалось поговорить с главой укрупненной общины Тех Давидом Гулунцем.
"В Техе, еще до карабахской войны 90-х годов, никогда не было жителей других национальностей, кроме армян. Жители села никогда не преклоняли колен перед чужестранцами и сегодня так и продолжается. В сельчанах сохраняется храбрый дух", - говорит Гулунц.
Он отмечает, что даже когда произошла сентябрьская агрессия, люди в Техе продолжали работать, проводить оросительную систему. По соображениям безопасности не работали только школы и детский сад. По словам Гулунца, протяженность границы укрупненной общины Тех с Азербайджаном составляет 62 км. В общину входит 7 сел, в которых действуют 8 школ. В самом Техе 2 школы на 180 и 150 школьников. А в детском саду – 105 воспитанников.
Подъезжаем к старой дороге, ведущей в Нагорный Карабах и началу строящейся, новой дороги в Корнидзор. У развилки стоят российские и армянские военные. Ведутся дорожные работы. Никто на контакт с прессой не идет. Подходим к ларьку, расположившемуся неподалеку, чтобы купить бутылку воды. Сидящий напротив ларька мужчина вдруг соглашается на интервью.
Житель села Тех Арам Маленцян
© Sputnik / Ashot Gevorgyan
"Некоторым из нас кажется, что мы достигнем мира через уступки, но это из области фантастики. Мира добиваются через борьбу, проявляя волю во имя процветания Родины", - говорит наш собеседник Арам.
Говоря об инциденте в окрестностях села 11 апреля, он замечает, что произошло то, что вписывается в логику событий последнего времени: азербайджанцы привыкли распоряжаться и указывать, где нам надо "подвинуться".
"Если мы надеемся на то, что в крайнем случае спасемся в эмиграции, то какое моральное право мы будем иметь называться нацией? Жизнь прожита зря, когда у тебя нет Родины", - говорит Арам.
Он отмечает роль российских войск в регионе, которые препятствуют масштабной эскалации со стороны Азербайджана.
"Россия – одна из доминирующих держав, и это пока сдерживает Азербайджан. Противник осознает, что посягательства против российских военных могут привести к глубоким и серьезным последствиям", - заключил местный житель.
По его словам, как и любой представитель армянской нации, он стремится к миру, но не той ценой, к которой нас принуждают. Он уверен - мир надо выиграть, а не идти на него под принуждением.