ЕРЕВАН, 13 мая – Sputnik. Из-за того, что госдолг в США вырос больше ожидаемого, выросли и риски, что казначейство не сможет вовремя обслуживать гособлигации. Президент Джо Байден продолжает встречи с руководством Сената, обсуждая возможности повысить порог госдолга и привлечь новые займы (либо выпустить новые облигации).
Пока что роста тревожных настроений на финансовых рынках нет, отмечает Financial Times. Степень ожиданий дефолта и тревоги на рынке можно измерить по кредитным дефолтным свопам на гособлигации США. Соглашаясь на такой своп, владелец гособлигации США меняется рисками неплатежа с владельцем другой ценной бумаги. Такие свопы востребованы не были, так как риски гособлигаций США всегда считались минимальными.
Сейчас цена на них значительно выросла, но объемы торгов остались крайне небольшими. Возможно, некоторые спекулятивные инвесторы сделали ставку на кризис, из расчета, что стоят эти бумаги дешево, а прибыль могут принести большую. Основную часть рынка они пока не интересуют, отмечает FT.
Фондовый рынок США тоже не показывает признаков паники: индекс S&P 500 остается стабильным с конца марта.
Вероятность дефолта есть: если Конгресс не повысит потолок долга США, правительство не сможет платить по нынешним облигациям (возможно, уже с начала июня). Тогда, по эффекту домино, начнут рушиться другие ценные бумаги, и фондовый рынок начнет лихорадить с непредсказуемым исходом. Достаточно вспомнить даже не кризис 2008-09 годов, а более свежие примеры: "кредитный голод" 2020 года (во время пандемии) и кризис британских казначейских облигаций в октябре 2022-го.
То, что рынок относительно спокоен, может иметь несколько объяснений. Во-первых, аналитики и инвесторы, в большинстве своем, думают, что у конгрессменов США возобладает рассудок, и вместе с правительством они найдут выход из положения, как это и происходило почти 80 раз начиная с 1960 года. Но в это раз может произойти иначе, так как рациональный подход к решению проблем не в чести у теперешних конгрессменов, отмечает политический аналитик Тина Фордхэм.
Возможно, это игра между демократами и республиканцами, направленная на то, чтобы показать себя умелыми руководителями (демократом) или дальновидной оппозицией (республиканцам). Тем не менее, напряженность может сказаться на рынке, который и так уже не совсем оптимистичен из-за высокой инфляции и рисков рецессии, отмечают специалисты. Но, по мнению большинства, решение все же будет найдено.
Если дефолт все же произойдет, он может вызывать несколько побочных эффектов для мировой экономики. В таком случае (снова с "если") снизится доверие к доллару, а значит, и его курс. Сократится покупательная способность в США, а значит – снизится импорт товаров, (что может ударить, в частности, по Китаю, одному из крупнейших экспортеров в США). Может пострадать и роль доллара как международной валюты (в которой заключают международные контракты). Можно будет ожидать массового оттока капитала из США (в том числе из гособлигаций).
Данная статья не является рекомендацией по инвестициям или обмену валюты.