Пашинян нарушил не только свое слово, но и золотое правило лидеров Армении по НКР

Зампредседателя АНК Левон Зурабян убежден — то, что сейчас делает премьер-министр Армении Никол Пашинян в плане урегулирования карабахской проблемы, не получило мандата от народа.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЕРЕВАН, 18 мая – Sputnik. Линия по признанию Нагорного Карабаха частью Азербайджана, которую взял на вооружение премьер-министр Никол Пашинян, противоречит его предвыборной программе, поскольку накануне июньских выборов 2021 года Пашинян вместе с "ГД" подтвердил, что будет поддерживать реализацию права НКР на самоопределение, и Армения ставит в основу своей политики принцип "отделения во имя спасения", преследуя на международной арене достижение этой цели. Эту точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил помощник первого президента Левона Тер-Петросяна, зампредседателя АНК Левон Зурабян.
Ранее мы сообщали, что премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на 4-ом саммите Совета Европы в столице Исландии Рейкьявике, напомнил, что на прошедшей несколько дней назад встрече, совместно с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым было подтверждено обоюдное признание территориальной целостности по принятой в 1991 году Алма-Атинской декларации, согласно которой территория Армении составляет 29,8 тыс. кв. км., а площадь Азербайджана — 86,6 тыс. кв. км.

"То, что сейчас делает Пашинян в плане урегулирования карабахской проблемы, не получило мандата от народа. Тем не менее он делает это, пытаясь ссылаться на Алма-Атинскую декларацию только для того, чтобы скрыть тот факт, что он первый глава Армении, признавший Нагорный Карабах в составе Азербайджана", - сказал Зурабян.

По его словам, Алма-Атинская декларация не имеет никакого отношения к подобному признанию. Это был общий документ, который Армения подписала и ратифицировала с 10 оговорками. Некоторые из них касаются того, что сказанное не распространяется на Нагорный Карабах, поскольку автономии бывшего СССР, которые на референдуме подтвердили свою независимость, могут самостоятельно присоединиться к указанной декларации. То есть территориальная целостность Азербайджана не распространяется на бывшую НКАО.
"Кроме того, в 1992 году Верховный Совет Армении принял решение, согласно которому любая власть в Армении не может подписать какой-либо документ, признающий Карабах частью Азербайджана, следовательно, если Пашинян сейчас формально меняет этот курс, то появляются два важнейших правовых препятствия. В этом судьбоносном вопросе очевидно, что Пашинян пришел, или его привели к убеждению, что, "умывая руки" в отношении Нагорного Карабаха, он хотя бы обеспечит безопасность территории Армении и получит гарантии суверенитета, однако этот расчет неверен", - отметил наш собеседник։
По словам Зурабяна, на самом деле гарантии могут быть получены лишь в случае достижения баланса сил. Соответственно, возникает вопрос о том, военная мощь какой страны может нейтрализовать азербайджано-турецкую угрозу, если этот тандем решит пойти на новые территориальные завоевания.
"Сейчас сдерживающую роль против азербайджано-турецкой машины играет только Россия, к которой, безусловно, нужно прибавить военный потенциал Армении, роль которого, однако, довольно скромна. Если российского присутствия не будет в будущем, Запад не готов использовать свои военные ресурсы для совершения шагов против азербайджано-турецкого альянса", - заверил зампред АНК.
Комментируя стремление Армении к западным платформам и вашингтонско-брюссельскому формату урегулирования конфликта, Зурабян подчеркнул, что Азербайджан, в отличие от нашей страны, играет гораздо более сложную дипломатическую игру, проявляя сбалансированный подход к Западу и России, добиваясь благоприятных для себя решений. В то же время Армения отвергает шанс получить определенные дивиденды от российской инициативы и всю свою дипломатическую активность сосредоточила на Западе.
"Это не приносит никакой пользы нашей стране, учитывая наше сложное географическое положение и происходящие в мире и в нашем регионе политические процессы. Нельзя вести такую примитивную и однобокую политику. Изначально необходимо было работать с Россией и Западом, потому что у нас есть зависимость с обеих сторон как в плане безопасности, так и в плане экономики. Выбор только одного из лагерей сродни самоубийству", - сказал Зурабян.
Он заметил, что до сих пор все происходило на уровне заявлений и намерений, пока не подписан какой-либо документ, окончательного решения на данный момент нет.

"Хотя Пашинян еще не подписался под каким-либо документом и делает лишь заявления, тем не менее, мы его критикуем, чтобы удержать от подписания неблагоприятного для армян документа", - отметил собеседник Sputnik Армения.

Зурабян считает, что Армения допустила дипломатический промах, не воспользовавшись инициативой РФ, которая предложила отложить решение окончательного статуса Нагорного Карабаха.
14 мая в Брюсселе состоялась встреча премьер–министра Армении Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и председателя Европейского совета Шарля Мишеля. После трехсторонней встречи Шарль Мишель заявил, что следующим шагом будет делимитация в соответствии с Алма-Атинской декларацией, предполагающей признание территориальной целостности Армении в границах 29,8 тыс. кв. м., а Азербайджана - 86,6 тыс. кв. км. Пашинян подтвердил это на встрече в Рейкьявике. По мнению экспертов, это означает, что Армения признает Нагорный Карабах в составе Азербайджана.
После этого заявления в политических и правовых кругах Армении была озвучена точка зрения о том, что переговорщик этим признанием нарушает Конституцию страны, в преамбуле которой делается ссылка на Декларацию независимости.