ЕАЭС как механизм укрепления суверенитета: посол РФ в Армении о евразийской интеграции

В преддверии заседания Высшего Евразийского экономического совета 24-25 мая посол России в Армении Сергей Копыркин написал статью для Sputnik Армения, оценив важность площадки для армянской экономики и в целом значимость евразийской интеграции с учетом мировых процессов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Сегодня мы все являемся свидетелями того, как мироустройство проходит через глубокую трансформацию – от однополярного к полицентричному. Россия, как и многие другие государства, выступает за миропорядок, основанный не на диктате, а на балансе и взаимном учете суверенными государствами интересов друг друга. На фоне объективных тектонических изменений возрастает значение поступательного развития региональных интеграционных объединений.
Во многом отражением формирующейся реальности стала обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная 31 марта 2023 года указом президента России Владимира Путина. В этом доктринальном документе значительное место отводится роли общих для России и Армении интеграционных объединений, в частности – Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).
Так, в нем зафиксировано, что в целях адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира Россия намерена уделять приоритетное внимание укреплению потенциала и повышению международной роли ЕАЭС в числе прочих межгосударственных объединений и организаций. Согласно Концепции, данный Союз наряду с другими многосторонними региональными структурами рассматривается как один из основополагающих элементов формирования широкого интеграционного контура – Большого Евразийского партнерства, которое призвано преобразовать общий для наших стран континент в единое пространство мира, стабильности и процветания.
Кроме того, углубление евразийской интеграции является важной составляющей линии России на выстраивание устойчивых добрососедских отношений со странами ближнего зарубежья, включая задействование экономического потенциала, в первую очередь – стран ЕАЭС.
Стоит также отметить, что на фоне происходящих сегодня в мире событий поощрение дальнейшего развития интеграционных механизмов, в том числе в рамках данного объединения, рассматривается Россией в качестве востребованного инструмента обеспечения экономической безопасности государств-участников, их экономического суверенитета, устойчивого экономического роста и повышения международной конкурентоспособности национальных экономик. В свете вышесказанного понятно, почему поступательное интеграционное строительство на евразийском пространстве, в том числе в рамках Союза, определено в качестве одного из приоритетных направлений российской внешней политики.
Как известно, согласно действующему принципу ротации, с 1 января 2023 года Россия приняла председательство в органах ЕАЭС. Приоритеты российского председательства сформулировал президент России Владимир Путин в обращении к лидерам государств "пятерки". С учетом текущей геополитической обстановки и формирующейся конъюнктуры в международной экономике в качестве одной из задач рассматривается разработка новых документов долгосрочного планирования, которые должны определять магистральные направления интеграционного взаимодействия до конца 2030 и 2045 годов.
Немаловажно, что наряду с заседаниями Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета в рамках российского председательства намечено проведение ряда мероприятий, которые призваны стать площадками для встреч, дискуссий и, в конечном итоге, определения вектора развития интеграции на ближайшее время. Так, в конце мая состоится Евразийский экономический форум с участием не менее 2 тыс. человек. Его ключевая тема – "Евразийская интеграция в многополярном мире".
В июне впервые пройдет выставка "Евразия – наш дом", на которой будут представлены совместные проекты, демонстрирующие близость и глубину кооперации экономик стран Союза. Кроме того, планируется проведение второго Молодежного форума СНГ и ЕАЭС, а также третьего Евразийского конгресса. По устоявшейся традиции на площадках Конгресса встретятся представители бизнеса, финансовых институтов, органов власти, научных и экспертных сообществ более двадцати стран. Кстати, в прошлом году распоряжением Высшего Евразийского экономического совета было положено начало еще одной традиции: установлен День Евразийского экономического союза, приуроченный к дате подписания Договора о ЕАЭС – 29 мая. В этом году – в год российского председательства – он будет отмечаться впервые.
Хотелось бы обратить внимание на то, что большое значение в рамках интеграционного взаимодействия отводится созданию благоприятных условий для укрепления потенциала Союза как самостоятельного центра развития. Так, превращение коллективным Западом экономического сотрудничества в элемент геополитической борьбы, в рычаг давления на неугодные ему государства диктуют необходимость дальнейшего развития технологических возможностей ЕАЭС, достижения самодостаточности в данной сфере. Этому призваны способствовать активизация цифровой трансформации в рамках объединения, основанной на единых принципах и подходах, а также запуск высокотехнологичных предприятий и внедрение современных решений в производственные процессы. Тем самым участники Союза будут вместе двигаться к технологическому суверенитету.
Немаловажную роль в обеспечении благополучия наших стран играет продовольственная безопасность. Государства "пятерки" обладают мощной агропромышленной базой, позволяющей не только гарантированно обеспечивать себя всей необходимой сельскохозяйственной продукцией, но и экспортировать продовольствие в значительных объемах. К слову, производство сельхозпродукции в ЕАЭС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилось на 9,4%.
В числе приоритетов российского председательства – продолжение работы над формированием общих энергетических рынков, углубление взаимодействия в фискальной и финансовой сферах, в частности, наращивание доли взаимных расчетов в национальных валютах, интеграция и налаживание взаимодействия между платежными системами государств-членов, что призвано способствовать улучшению деловой среды и устранению барьеров на внутреннем рынке Союза.
В фокусе внимания российского председательства – формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры, а также выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Союза с внешними партнерами и внешними международными объединениями, продолжение унификации таможенных процедур на его внешнем контуре. Продолжаются, можно даже сказать – вышли "на финишную прямую", переговоры по соглашению о создании зоны свободной торговли с Ираном, состоялось несколько раундов аналогичных переговоров с Египтом, запущена соответствующая работа с Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией.
Убедительным доказательством востребованности и дееспособности ЕАЭС является тот факт, что, несмотря на серьезные геополитические и экономические вызовы, Союз продолжает действовать слаженно и эффективно, достойно выдерживая испытания на прочность – от пандемии новой коронавирусной инфекции до беспрецедентного санкционного давления на отдельных его членов. И это подтверждается экономическими показателями.
Совокупный ВВП объединения по итогам 2022 года сократился не более чем на 2% и превысил $2 трлн. По данным Евразийского банка развития, товарооборот внутри Союза в 2022 г. вырос более чем на 10% и перешагнул отметку в 80 млрд долл. США. По ряду направлений, например, по выполненным строительным работам, инвестициям в основной капитал, также наблюдалась положительная динамика.
Наиболее активный рост торговых связей с другими государствами "пятерки" – у Армении. Приведем несколько показателей. Объем экспорта из республики в страны ЕАЭС вырос в 2022 году в 2,8 раза, их доля в общем объеме армянского экспорта увеличилась с 29% до почти 47%, а за все время членства Еревана в ЕАЭС экспорт в страны Союза, как отмечают эксперты, увеличился примерно в 10 раз. На фоне сегодняшних реалий немаловажное значение в контексте обеспечения экономического суверенитета Союза приобретает работа по импортозамещению товаров различных групп. Говоря в этой связи об Армении, эксперты отмечают достойный потенциал республики, в частности, в сфере производства одежды, трикотажных изделий и ряда других товаров. К слову, за 2021-22 гг. предприятия Союза уже запустили 25 промышленных проектов по импортозамещению на общую сумму порядка $21 млрд.
В завершение хотелось бы отметить, что те вызовы, с которыми столкнулись наши страны, лишь подтвердили имеющийся у ЕАЭС потенциал в качестве самостоятельного и самодостаточного центра формирующегося полицентричного мироустройства. Союз в полной мере проявил себя как востребованный механизм, который при совместных усилиях позволяет делать каждое из государств-участников более устойчивым и конкурентоспособным в сегодняшнем турбулентном и взаимозависимом мире, а также работает на защиту их подлинного суверенитета. При этом важно, что базовой ценностью общего для наших стран интеграционного объединения является принцип равноправия, предполагающий возможность для каждого государства отстаивать свои интересы и соответствующим образом влиять на принимаемые на основе консенсуса решения.