Январь 1991 года, началась военная операция США "Буря в пустыне". Падают бомбы, гремят взрывы, гибнут дети, рушатся дома, а два дня спустя в Чикаго, как ни в чем не бывало, прошел матч звезд НХЛ (Национальная хоккейная лига, объединяющая клубы США и Канады). На стадионе, то там, то здесь можно было видеть баннеры в поддержку войны. На части из них написано: "Настоящие звезды - это американские военные, которые находятся в Саудовской Аравии!". Неужели? В самом деле?
…Не успеем оглянуться, и в июле будущего года в Париже откроется тридцать третья по счету летняя Олимпиада-2024, после чего, в 2028 году, хоть и не очень близко, но опять-таки не за горами, право принимать у себя олимпийцев перейдет американскому Лос-Анджелесу. Кто, откуда и с какими баннерами спустя пять лет придет на стадионы Америки, сказать трудно, известно одно: девиз романтичного барона Пьера де Кубертена "О, спорт, ты мир!" не только соскользнул с олимпийской орбиты, он попросту пропал, растворился, исчез, он не работает. И мир уже и не тот, и спорт теперь другой.
Вопрос об участии российских спортсменов на Олимпиаде-2024 стал важной темой французской политики, утверждает информированная и влиятельная Le Figaro. Причем, какое бы решение ни было принято, будут недовольные, так что удар по репутации Парижа неизбежен, и это тот случай, когда лицемерие не просто надоело, оно раздражает и мешает.
Здесь не поспоришь не столько со спортивными обозревателями, сколько с политическими. Шаг в историческое прошлое. Во времена первых греческих Олимпийских игр удалось добиться, чтобы спортсмены и зрители трех находящихся в состоянии войны греческих городов-государств могли безопасно участвовать в Олимпийских играх. Но это оказался временный, частичный мир, а то представление, будто перемирие было всеобщим и долгим – обман и миф. Старания объяснять, мол, сегодня другое, сегодня спорт отдельно, политика – отдельно, чистой воды иллюзия.
И пусть Пьера де Кубертена война не смущала, но его высказывания по теме "война и спорт" для сегодняшнего общества вряд ли приемлемы.
"Я, - писал он, к примеру, - был бы не против, если бы в разгар войны противоборствующие армии прервали свои бои на какое-то время, чтобы провести честные, куртуазные Игры атлетов".
Кто бы спорил, однако…Страшно далек был барон от народа!
О чем размышляют, что пишут накануне игр в Париже? Да, проводятся многочисленные "праздники спорта", публичные собрания и другие массовые мероприятия. Но все они со скоростью пущенного на легкоатлетическом манеже копья пролетают мимо, не касаются интересов французов, занятых другими проблемами. Исторический момент, который переживает сегодня Франция, никак не подходит для празднеств, на которые зазывают мастера маркетинга.
Посмотрите на все приевшиеся лозунги современного олимпизма, призывают многие французские СМИ: "абсолютно миролюбивое сообщество спортсменов", "гармоничное развитие", "дух дружбы", "солидарность", "честная игра", "олимпийское перемирие", "взаимопонимание с уважением"…
Эти пустые словообразования оставляют парижан равнодушными. Да, французы в принципе привержены этим ценностям, но имеют основания сомневаться, что они будут соблюдаться, когда Париж примет Олимпийские игры. Ведь примеров несоблюдения чем дальше, тем больше.
Мировой дубиной наказания неугодных стал допинг. Пример: вердикт Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в отношении России на основании показаний экс-главы ИААФ (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) Ламина Диака против России. Цена вопроса – миллионы долларов.
Другой пример - беспорядки в Тибете, направленные против центрального правительства Китая за пять месяцев до Олимпиады в Китае. А с другой стороны, ласкающее слух: "Каждый человек должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе олимпизма, который подразумевает атмосферу дружбы, солидарности и честной игры". Так говорил Пьер де Кубертен, проведший в 1924 году свои последние Олимпийские игры.
Как бы там ни было, парижские игры 2024 года пройдут либо на фоне продолжающегося на Украине конфликта, либо его последствий, а тут еще пенсионная реформа по-макроновски, приведшая французскую общественность в негодование.
Как пишут французские газеты, Париж может стать еще и "полем масштабных международных и национальных политических столкновений, когда любые решения об участии (или неучастии) российских и белорусских спортсменов не будут однозначно популярными".
Что на сей счет слышно из Киева? Министр украинского правительства Олег Немчинов заявил о запрете участия украинцев в квалификационных соревнованиях на Олимпийские игры 2024 года, в которых будут российские атлеты. "Это только навредит украинскому спортивному сообществу и никоим образом не повлияет на прекращение военных действий... Ряд украинских спортсменов уже заявили, что выступают против бойкотов", - отреагировали на это киевские спортбюрократы в релизе МОК, пояснив, что решение правительства Украины запретить местным спортсменам соревноваться с россиянами только навредит украинскому спорту и не остановит конфликт. Что правда, то правда – не остановит.
Не упустила случая отметиться в спортивно-политическом многоборье и Польша.
"Варшава не допустит российских атлетов на проводимые в Польше международные соревнования, несмотря на рекомендацию Международного олимпийского комитета", - заявил журналистам премьер-министр республики Матеуш Моравецкий.
Вопрос: зачем России, независимому государству, соревнования, где граждан принуждают давать расписки, отрекаться от национальных ценностей, забыть о патриотизме, где все прежние нормы соревнований давно и грубо нарушены? В самом деле – зачем?