Евразийская экономическая комиссия создает цифровую систему контроля за грузовыми перевозками, которая позволит свести к минимуму проверки транспортных средств. Ведется работа и по стратегии евразийских транспортных коридоров, которые сейчас активно строятся и расширяются. Подробности в беседе со Sputnik Армения представляет заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Айк Тутунджян. Беседовал Арам Гарегинян.
- На каком этапе находится проект единой цифровой системы прослеживаемости товаров?
- Эта система внедряется для отслеживания международных грузов (и автомобильных, и железнодорожных). На контейнеры будут устанавливаться навигационные пломбы, которые будут хранить информацию о грузах и, при необходимости, передавать ее надзорным органам стран Союза. Отслеживать предусмотрено товары из третьих стран, которые перевозятся в ЕАЭС по территории двух и более государств. Во взаимной торговле стран Союза отслеживаться будут только отдельные высокорисковые категории товаров: санкционные товары, алкоголь и табак. Эта информация будет доступна контролирующим органам государств ЕАЭС, по территориям которых будут проходить грузы.
Соглашение о применении навигационных пломб подписали в 2022 году главы государств ЕАЭС, парламенты всех стран уже ратифицировали его. Систему предусмотрено вводить поэтапно, что обеспечит "мягкую" адаптацию бизнеса и государственных органов. Для реализации Соглашения подготовлен план мероприятий ("дорожная карта").
Странам-членам предстоит определить национальных операторов для отслеживания перевозок, затем обеспечить их взаимодействие друг с другом и с госорганами, определить формирования тарифов на их услуги. План этих мероприятий рассмотрен и утвержден Советом ЕЭК 21 апреля 2023 года.
Сейчас готовится эксперимент по применению навигационных пломб при перевозках между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией. Эксперимент планируется завершить в июне, после чего будет оценена его эффективность.
- Какой ожидается конкретный эффект от их применения?
- Они позволят оптимизировать логистику, минимизировать меры госконтроля при одновременном обеспечении абсолютной прозрачности и "бесшовности" перевозок на всем пространстве Евразийского Союза. Все это упростит и ускорит доставку грузов.
Как изменились перевозки на маршруте Европа – Западный Китай, учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию?
По имеющейся у нас информации, ожидается прирост транспортных потоков по маршруту Европа – Западный Китай, проходящему по территории России, Казахстана и Китая (от Санкт-Петербурга до г. Ляньюнган).
Следует отметить, что страны ЕАЭС не снижают темпов строительства, модернизации и реконструкции участков автомобильных дорог, относящихся к этому транспортному коридору.
Так, в Российской Федерации близится к завершению строительство новой дороги от Санкт-Петербурга до Москвы (в рамках новой автотрассы М-11 "Нева"), строится дорога М-12 (Москва – Нижний Новгород – Казань), а также обходная дорога вокруг Тольятти. Республика Казахстан планирует реконструкцию своих участков дороги М-32 (Уральск - Шымкент).
- Как изменилась ситуация с проездом из Армении в Россию после расширения КПП Верхний Ларс? Получаете ли Вы сообщения от армянской стороны о каких-либо внештатных ситуациях на этом маршруте?
- ЕЭК проводит мониторинг транспортной инфраструктуры государств-членов в направлениях "Восток –Запад" и "Север – Юг", в соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской интеграции до 2025 года. В ежегодном докладе, который рассматривают главы правительств стран Союза, приводится и информация об "узких местах" в инфраструктуре.
В докладе за 2021 год Россия проинформировала Межправсовет ЕАЭС о том, что осуществляет масштабную реконструкцию наиболее значимых автомобильных пограничных пунктов пропуска. В рамках госпрограммы на период 2022-2024 гг. были предусмотрены и мероприятия по реконструкции пункта пропуска Верхний Ларс на транспортном коридоре "Север – Юг".
В проекте Доклада за 2022 год, который планируется представить главам правительств в июне, отмечается, что на Верхнем Ларсе еще остаются проблемные ситуации, но он уже не обозначен как "узкое место".
Полный комплекс мероприятий по его реконструкции намечено завершить в 4-м квартале 2023 года. По его итогам, пропускная способность КПП составит более 3900 транспортных средств в сутки. В целях увеличения пропускной способности в 2022 году там дополнительно запущено движение по 24 полосам для легкового сообщения (по 12 на выездном и въездном направлениях) и по 15 полосам – для грузового.
- Обсуждаются ли с Евразийским банком развития возможности финансировать новые участки трассы "Север-Юг", в частности, участок Арташат-Каджаран, средства для которого пока не изысканы?
- В 2022 году ЕЭК и правительства стран Союза утвердили перечень евразийских транспортных коридоров и определили приоритетные инфраструктурные проекты, имеющие интеграционное значение. От Армении в их перечень включены межгосударственные дороги в направлении границ с Грузией и Ираном. Это автомобильные дороги М-1 (Ереван – Гюмри – граница Грузии (Бавра), М-2 (Ереван – Ерасх – Горис – Мегри – граница Ирана), М-6 (Ванадзор – Алаверди – граница Грузии (Баграташен).
Следует также обратить внимание на Евразийский мультимодальный маршрут (следующий в железнодорожном и морском сообщении от границы КНР через Казахстан и Каспийское море до Владикавказа и Новороссийска) с ответвлением автодороги от Владикавказа в сторону Грузии, а далее - Армении.
Что касается упомянутого Вами участка, он включен в перечень приоритетных интеграционных проектов стран ЕАЭС, который был одобрен на уровне премьер-министров. От Армении в перечень включена часть коридора "Север – Юг", а именно транш 4, от г. Арташат до границы с Ираном, включающий и участок Сисиан - Каджаран, который значительно сократит расстояние и время проезда от иранской границы в Ереван. Этот проект особенно важен в контексте развития международного транспортного коридора "Север – Юг" в современных геополитических условиях.
Реализация приоритетных транспортных проектов стран ЕАЭС на постоянной основе "мониторится" Комиссией. Для этого в рамках меморандума о сотрудничестве ЕЭК и Евразийский банк развития договорились проводить встречи для обмена информацией о работах на этих проектах. Об армянском "Север-Юг" осведомлено и правительство Китайской Народной Республики, с которым тоже налаживается обмен информацией. Вопросы финансирования проектов обсуждаются как в двустороннем формате, так и на действующих площадках ЕЭК.