Армянская дипломатия допустила ряд ошибок после подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020 года. В результате то, что Азербайджан не смог получить тогда, имеет возможность получить сейчас. Об этом заявил в интервью Sputnik Армения бывший заместитель министра иностранных дел Авет Адонц, комментируя признание Николом Пашиняном Нагорного Карабаха и приграничных анклавов в составе Азербайджана. Примечательно, что премьер в то же время заявил об изъятии пункта об анклавах в первоначальной версии документа. Если рассуждать логически, то получается весьма странная картина – сумев убрать вопрос анклавов с повестки в ноябре, Армения впоследствии на переговорах все же уступила.
Нужно было сказать "нет"
По мнению Адонца, серьезной оплошностью стало ведение Арменией переговоров по делимитации и демаркации в условиях перманентного военного давления со стороны Азербайджана. Нельзя говорить о делимитации и демаркации, когда противник почти каждый день стреляет на границе, или когда в азербайджанском плену все еще находятся десятки граждан Армении. Адонц при этом не склонен думать, что Ереван согласился на переговоры чисто из-за отсутствия соответствующих ресурсов сказать международному сообществу "нет". Политические, дипломатические ресурсы отказаться от навязываемых переговоров у Армении были и есть. Многое зависит от профессионализма, компетенций действующего руководства страны, а также того, каким оно видит будущее Армении и региона.
Ереван не смог получить международный "пакет" осуждения агрессии Баку
Он считает, что Армения в период после подписания трехстороннего заявления не в достаточной степени поработала с международными партнерами с тем, чтобы они признали агрессию Азербайджана 27 сентября 2020 г. Необходимо было делегитимировать развязывание Азербайджаном боевых действий. Этого не было сделано, и если нет оценки агрессии, если нет признания того, что Азербайджан начал войну, то после этого ни одно заявление не сработает в пользу Армении. Без международного осуждения азербайджанской агрессии, переговорные позиции Армении слабы. Конечно, отдельные представители этого международного сообщества называли реального агрессора, фиксировали, что Азербайджан начал войну. Однако нужно было это осуждение и признание институционализировать, "пакетировать", говорит дипломат. Это принесло бы значительную пользу армянской дипломатии.
Фальшивая повестка вместо анализа ошибок
Вместо здравого анализа, осознания и исправления ошибок, власти страны продолжают продвигать фальшивую повестку и забрасывать разного рода информационные "пузыри". Адонц, к примеру, не разделяет точку зрения Пашиняна о том, что Армения до недавних пор не обсуждала с Западом вопросы безопасности, полагая, что действующая архитектура безопасности, "завязанная" на Россию, в нужный момент сработает. Непонятно, как Армения могла не вести разговор с Западом на тему безопасности, если в формат "тройки" стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, имеющий прямое отношение к этой теме, входили и США с Францией. Сопредседатели обсуждали не только переговорный процесс с Азербайджаном, но и параметры соблюдения механизмов безопасности в регионе.
Посредники и мечтать не могли
Адонц отмечает, что для модераторов армяно-азербайджанского процесса не столь важно, кому в конце концов будут принадлежать Карабах или анклавы, для них главное – прекратить конфликт.
"Еще пару лет назад посредники и мечтать не могли, что Нагорный Карабах будет в составе Азербайджана. Посредники сами говорили, что 30 лет Карабах был де-факто независимым объединением, и его больше невозможно адаптировать или интегрировать с Азербайджаном", - говорит наш собеседник.
Он надеется, что это невозможно будет сделать и впредь.
В то же время со стороны Запада есть очень сильное желание вытеснить Россию из региона Южного Кавказа, учитывая жесткую конфронтацию и украинскую проблему. И, к сожалению, Армения становится инструментом при реализации таких планов, что не имеет никакого отношения к национальным интересам страны.