ЕРЕВАН, 26 мая – Sputnik. Формирование единого рынка газа ЕАЭС - довольно сложный процесс, поскольку у каждой страны-члена Союза свои экономические и политические интересы. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил заведующий кафедрой статистики Армянского государственного экономического университета, экономист Армен Ктоян, комментируя заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что запуск единого газового рынка ЕАЭС в долгосрочной перспективе будет способствовать формированию взаимовыгодных условий торговли, повышению энергетической безопасности и конкурентоспособности стран-членов ЕАЭС на международном рынке.
"Здесь есть многоуровневые интересы. Есть страны, которые исключительно потребляют газ, но есть и страны, у которых избыток газа, и совмещать интересы обеих сторон будет довольно сложно. Сложилась ситуация, когда вне ЕАЭС цена на газ высока, а в рамках Союза, естественно, эта цена должна быть ниже. Получается, что экспортеры газа должны будут субсидировать потребителей в рамках ЕАЭС, и естественно, что они хотели бы получить что-то взамен. А что именно — это уже вопрос обсуждений, переговоров", - заметил Ктоян.
Армении, как стране-потребителю газа, по мнению экономиста, еще предстоит определить, какую выгоду она сможет получить в результате формирования единого рынка газа.
"У нас есть две проблемы с газом: диверсификация поставок и вопрос цены. Неясно, останется ли цена на низком уровне или будет формироваться рыночными механизмами. Кроме того, вопрос в том, в каком состоянии будут контакты Армения–Иран в газовой сфере в случае участия нашей страны в общем рынке. Получится, что Иран поставляет газ на этот рынок и ситуация может стать совсем иной", - сказал Ктоян.
В перспективе ситуация может развивать по-разному, поэтому возможные выгоды Армении от единого рынка газа, по убеждению нашего собеседника, могут быть как существенными, так и незначительными.
На расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 мая в Москве премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал продовольственную безопасность важным элементом сотрудничества между странами Евразийского экономического союза.
По словам Ктояна, коллективная система продовольственной безопасности может стать прелюдией к общему рынку ЕАЭС, необходимость в котором, например, на рынке зерна, возникла на фоне российской СВО на Украине.
"Представьте, что Армения закупает российское зерно, и Россия не может обеспечить поставку. В таком случае другие страны-производители зерна попытаются восполнить этот пробел. Получается, что должна быть система, в которой централизованно накапливается продукция, которая в дальнейшем распределяется по мере необходимости ։ То есть, должны действовать какие–то схемы спроса и предложения", – считает собеседник Sputnik Армения.
А для того, чтобы эти соглашения вступили в силу, экономист считает необходимым иметь инструменты для их реализации, например, общий рынок или платформу, которые могут стать прототипом единого рынка.
Мы также поинтересовались, даст ли единый рынок возможность строить отношения с внешним миром, избегая западных санкций. В ответ он выразил обеспокоенность тем, что в этом случае санкции могут распространиться и на всех членов ЕАЭС
"То есть, если на какой-либо российский товар распространяются санкции и его экспорт запрещен, то в случае формирования общего рынка тот же товар, который станет товаром ЕАЭС, не сможет экспортироваться, независимо от того, в какой стране он произведен", - сказал эксперт.
В меняющейся геополитической ситуации, по убеждению Ктояна, создание общего рынка произойдет не очень быстро. Он считает, что западные санкции замедляют формирование единого рынка ЕАЭС.