Позицию России в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта представил сегодня в Ереване ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев.
Объединенный Запад (США и ЕС) в текущем геополитическом конфликте, образно говоря, хочет перетянуть одеяло на себя и на Южном Кавказе, возглавить переговорный процесс, оттеснить Россию. Причем избран такой принцип урегулирования взаимоотношений между Ереваном и Баку, который для Москвы неприемлем, сказал Силаев в ходе круглого стола на тему "Военно-политический союз Армении и России: вызовы и перспективы", организованного Аналитическим центром стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ).
Эксперт считает, что налицо желание Запада вынудить стороны побыстрее подписать что-нибудь, тем самым максимально ослабляя российское участие, ее влияние на процесс урегулирования, а то и вовсе вывести Россию из процесса урегулирования. Цель Запада - достигнуть краткосрочного внешнеполитического эффекта в виде большого удара по российскому престижу, уверен Силаев.
Свое желание по возможности оттеснить, изолировать Россию из всех возможных геополитических площадок отныне объединенный Запад даже не скрывает. И касается это не только Южного Кавказа, но и всех остальных регионов, на которые распространяются и политические, и экономические интересы Москвы.
Другое дело, как к этим процессам относится сама Россия.
Здесь, по словам Силаева, необходима одна важная оговорка. И в США, и в ЕС убеждены, что главное, если не единственное, что движет российской внешней политикой – это именно соображения престижа России. Поэтому их подход к внешней политике на российском направлении долгое время заключался в том, чтобы нанести сильный удар по этому престижу.
Действительно многие, и не только на Западе, но и в самой России считают, что для российской внешней политики престиж на международной арене – важнейшая составляющая большой политики безопасности, проводимой в Кремле и на Смоленской площади.
Однако сам Силаев уверен, что подобный подход ошибочен по своей сути.
"Следует понимать, что вопрос престижа и вопрос безопасности – это совершенно разные вещи. Сейчас мы видим реализацию сценария – или даже одного из возможных сценариев, при котором будет делаться все, чтобы участие и влияние России на Южном Кавказе любой ценой максимально сокращалось. Это и выход Армении из ОДКБ, и сворачивание российского миротворческого контингента в Карабахе, и уход 102-й российской военной базы из страны. Это действительно будет сильным ударом по престижу России, но вовсе не будет ударом по российской безопасности. Эти вещи следует различать", - говорит он.
Тут с экспертом можно и поспорить. Да хотя бы в том плане, что сокращение влияния России на Южном Кавказе предполагает потери не только из категории престижа. Ведь, как говорится, свято место пусто не бывает. В данном же случае сокращение российского влияния предполагает усиление, в первую очередь, влияния турецкого.
Это же словно сообщающиеся сосуды – сокращение влияния одной сильной державы обязательно будет компенсироваться усилением другой. И в данном случае речь уже идет не столько о престиже, сколько о безопасности России. Ведь насколько бы ни были дружескими взаимоотношения Москвы с Анкарой, следует помнить, что у Турции в наличии одна из немногих действительно сильных, обкатанных в боях на Ближнем Востоке армий НАТО.
А еще следует упомянуть нынешнюю ситуацию на украинском плацдарме. Ведь там Россия была вынуждена проводить СВО, в первую очередь, из-за того, что силы Североатлантического Альянса намеревались комфортно расположиться буквально на пороге ее дома. И пусть сейчас кто-нибудь опровергнет, что Турция, которая с комфортом готова расположиться на Южном Кавказе, – это не угроза безопасности для России.