ЕРЕВАН, 30 мая – Sputnik, Астхик Сукиасян. Число случаев электронного мошенничества в Армении растет с каждым днем. Иногда люди, не задумываясь, предоставляют незнакомцам свои личные данные, не подозревая, что становятся жертвами мошенничества. Об этой актуальной проблеме корреспондент Sputnik Армения побеседовала с медиа-экспертами и психологом, чтобы разобраться, как мошенники выбирают потенциальную жертву и что делать, чтобы не оказаться в этом статусе.
Не доверяйте соцсетям ни в каких вопросах
В социальных сетях участились случаи мошенничества посредством создания фейковых страниц популярных брендов. Например, появилась фейковая страница с названием сети супермаркетов и объявлением: каждому, кто напишет комментарий и будет выбран победителем, доставят пакет с продуктами. Чтобы попасть в список потенциальных "победителей", помимо написания комментария, от пользователей требовалось загрузить специальное приложение и заполнить там личные данные, в том числе указать домашний адрес и номер банковской карты.
Медиа-эксперт Самвел Мартиросян, который периодически предупреждает пользователей о мошенничествах в социальных сетях, подчеркивает, что люди должны перестать верить всему, что читают, особенно если это касается различных розыгрышей призов.
"Многие даже не осознают, что стали жертвами мошенничества, если у них нет денег на карте, или с их банковского счета систематически снимаются настолько малые суммы, что человек не замечает. Некоторые и не подозревают, что деньги с их карты исчезли именно потому, что они заполнили свои данные на непонятной площадке", - сказал Мартиросян.
По его словам, даже когда он размещает на своей странице скриншот, указывающий на конкретный пример обмана, находятся люди, которые спрашивают об условиях участия в этом мошенническом "конкурсе".
"То есть, кое-кто даже после моей реакции не понимает, что имеет дело с фальсификацией. У части нашего общества очень серьезные проблемы с финансовой и компьютерной грамотностью", – отметил Мартиросян.
В свою очередь медиа-эксперт Артур Папян заметил, что количество случаев мошенничества возросло из-за того, что смартфон превратился в устройство, которому люди доверяют больше всего. Из-за нехватки времени люди в основном получают информацию по телефону, большую часть дня проводят с гаджетом.
Между тем, он считает, что рядовые граждане не обязаны "поголовно" быть медиаграмотными.
Мошенники все время совершенствуют свои преступные методы. Задача медиа-экспертов состоит в том, чтобы донести до людей простую истину - в интернете нет ничего бесплатного.
"Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Руководствуясь этой логикой, пользователи соцсетей смогут более критически относиться к любым "заманчивым" объявлениям и будут искать первоисточники для уточнения информации", – сказал он.
Специалист обратил внимание на то, что страница в соцсетях ни в коем случае не может быть оригинальным сайтом солидной фирмы и напомнил, что недавно было совершено мошенничество через верифицированную страницу в Facebook. Вывод - доверять в соцсетях нельзя.
Когда компании становится известно о случаях мошенничества от имени бренда, тем более многочисленных, она должна информировать граждан на разных платформах о том, что та или иная "приманка" не имеет отношения к бренду.
Он подчеркнул, что нужно призвать компании проводить свои розыгрыши и акции не в соцсетях, а на главных сайтах брендов.
Медиаэксперты замечают, что несмотря на то, что проводятся различные кампании по информированию общественности, их эффективность не так велика. Иначе под публикациями фейковых конкурсов не появлялись бы комментарии от тысяч пользователей.
Мошенникам надо задавать как можно больше вопросов
Нехватка информации и доверчивость: вот социальные и психологические обстоятельства, повышающие вероятность того, что человек может стать жертвой мошенничества. Об этом в беседе с Sputnik Армения сказала психолог Гаяне Хачикян.
"Не нужно стесняться, надо задавать конкретные, четкие вопросы для проверки информации. Чем больше вопросов задаешь мошеннику, тем больше он путается и начинает давать противоречивую информацию. Это уже должно привлечь внимание потенциальной жертвы и заставить сосредоточиться на фактах", - добавила она.
По ее словам, существуют определенные психологические черты, которые повышают вероятность стать жертвой, независимо от того, совершается ли мошенничество в социальной сети или оффлайн. Среди них:
Излишняя доверчивость, когда человек может поверить "супер-заманчивому" предложению, сделанному незнакомцем.
Некритичный подход к получаемой информации.
Мошенники всегда озвучивают сверхвыгодные предложения, которые сразу же привлекают внимание, отметила психолог. Людям кажется, что они могут получить большую выгоду, ничего при этом не вкладывая.
При этом она отмечает, что невозможно избежать мошенничества в 100% случаев, потому что всегда найдутся продуманные и гибкие механизмы.
По словам специалиста, большое значение имеет также жизненный опыт. Человек, который уже однажды оказывался в подобной ситуации, набирается опыта, тем самым снижается вероятность, что он станет жертвой повторно.
Как часто обращаются в полицию
Корреспондент Sputnik Армения направила письменный запрос в полицию о случаях электронного мошенничества, зарегистрированных в 2022 году.
Оказалось, что за 2022 год было зарегистрировано 1232 случая преступлений в сфере высоких технологий, 697 из которых – это случаи электронного мошенничества.
Как отмечают эксперты, в действительности случаев намного больше. Однако зачастую пользователи либо не осознают, что стали жертвами мошенничества, либо не хотят вовлекаться в судебные тяжбы, либо просто не верят, что дело будет раскрыто после обращения в правоохранительные органы.