ЕРЕВАН, 31 мая – Sputnik, Арам Гарегинян. Льготные налоговые режимы в Армении хотят упразднить, оставив единую систему налогообложения (НДС + налог на прибыль). Об этом говорится в проекте изменений в Налоговом кодексе, который недавно начал обсуждаться в правительстве (уточним, что проект обсуждается на ранних стадиях, окончательного решения о его утверждении пока не принято).
Ранее Министерство финансов указывало на проблемы льготных режимов для малого и среднего бизнеса.
Во-первых, малый бизнес получает не только упрощенный режим, но и более низкие налоги. А значит, у бизнеса появляется серьезный стимул занижать свой оборот, чтобы не переходить в обычный налоговый режим.
Во-вторых, разные режимы создают проблемы с учетом НДС. Это затрудняет сделки крупного бизнеса с малым и средним. К примеру, супермаркетам невыгодно покупать товар у небольших местных производителей, которые работают под налогом с оборота (в этом случае он не сможет получить от налоговой службы списание НДС).
В-третьих, в льготные режимы "вползают" те, для кого он вовсе не предназначен. Несколько лет назад широкий резонанс вызвали проверки в крупных сетях супермаркетов (которые фиктивно оформляли своих сотрудников как субъектов микробизнеса, чтобы не платить подоходный налог, а также решить вопрос списания НДС с продажи фруктов и овощей, о чем мы уже говорили выше). Обнаружились и другие лазейки.
"Наша цель – добиться единообразного, предсказуемого налогообложения и для бизнеса, и для государства. А малому или начинающему бизнесу нужно помогать не низкими налогами, а целевыми способами: кредитными гарантиями, субсидиями процентов или лизинга на покупку нового оборудования, либо субсидией тренингов или составления бизнес-плана для банка", - заявил в беседе со Sputnik Армения замминистра экономики Рафаэл Геворкян.
В качестве примера он упомянул о том, что в течение последнего года при господдержке по лизингу уже закуплено около 1 500 единиц оборудования, из них примерно 60% - со стороны малого и среднего бизнеса.
Для самозанятых предприятий власти хотят создать электронную систему, где можно как составить отчет, так и уплатить налог (наподобие деклараций о доходах физических лиц, которую поэтапно хотят внедрять со следующего года).
К этим и без того очень сложным задачам, перечисленным в проекте, хотят прибавить еще одну: учет продаж сельхозпродукции (чтобы с ее продаж можно было проводить списание НДС). Эту систему хотят сделать максимально простой для фермеров (как – еще непонятно).
Естественно, законопроект, затрагивающий интересы практически всего бизнеса в республике, не может не иметь уязвимых мест. В экспертном сообществе указывают на некоторые из них. Самый очевидный – учет НДС. Он более сложен, требует больше времени и хорошо подготовленных бухгалтеров (которых не так уж много). Вопрос и в том, хватит ли у налоговой службы ресурсов, чтобы отслеживать, правильно ли ведется учет (или за его умышленными нарушениями).
Многие сомневаются и в том, что единый налоговый режим упростит сделки малого и крупного бизнеса. У крупных предприятий более сильные переговорные позиции, которыми они могут злоупотреблять (и больше юристов, чтобы при необходимости отбиваться в судах).
Кроме того, такое законодательство (если оно будет принято) резко изменит налоговую политику государства: прежние налоговые стратегии предусматривали, что для малого бизнеса будут сохраняться если не низкие ставки, то хотя бы упрощенный налоговый режим, теперь от него хотят отказаться.
Проблемы, которые хочет решить этот законопроект, понятны (составить общее для всех налоговое законодательство и упростить сделки бизнеса). Но соблюдать все правила при таком режиме малому бизнесу будет сложно (а соблазн уклоняться от этих правил будет велик).